Реализация проекта по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Графический серпантин»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский

Паспорт проекта

Название проекта

«Графический серпантин»

Тип проекта

Практико-ориентированный

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Выявить уровень развития мелкой моторики у обучающихся с речевыми нарушениями.
Разработать систему коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста (включая детей с особыми образовательными потребностями) по развитию графомоторных навыков

Задачи проекта

- развитие и совершенствование качественных характеристик действия (точность, ловкость, быстрота, ритмичность и так далее);
- развитие графомоторных навыков;
- развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, воображения, пространственных представлений;
- развитие произвольной сферы;
- развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога и самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

Сроки реализации

С октября по май учебного года

Участники проекта

Обучающиеся старших и подготовительных к школе групп, воспитанники с особыми образовательными потребностями, педагог-психолог

Результаты проекта

Повышение уровня развития психомоторных качеств у детей старшего дошкольного возраста (включая детей с ОВЗ)

Актуальность проекта

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. У детей старшего дошкольного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Данная методическая разработка поможет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста (включая детей с особыми образовательными потребностями) предпосылки, необходимые для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, речи, пространственного восприятия и творческого мышления, волевых усилий.

Основная проблема проекта: Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе педагога-психолога одно из первостепенных значений, т.к. сформированность мелкой моторики является необходимым условием, от которого зависят развитие познавательных способностей и речи детей дошкольного возраста.

Педагогические принципы реализации проекта:

  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип системности и последовательности в подаче материала;
  • учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала постепенно);
  • соблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей;
  • соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;
  • вариативность.

Основная функция коррекционно-развивающей работы:

  • создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей, у которых:
  • наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук;
  • наблюдается торможение речевого развития;
  • наблюдаются затруднения в овладении ручным трудом
  • создание мотивационной базы для самостоятельной деятельности детей.

Механизмы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

  • I этап – подготовительный
  • II этап - практический
  • III этап - итоговый

Этапы

Структура и содержание деятельности

Сроки

Подготовительный.
Подбор методической литературы, стимульного материала. Диагностика

Метод наблюдения: может ли ребенок завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека.
Тест «Дорисовывание», срисуй, продолжи узор, рисунок человека.
Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого и другие методики.

Сентябрь

 

Основной этап.
Коррекционно-развивающие занятия

Организация образовательного пространства с использованием «Волшебных обводилок».
Частота, продолжительность и длительность занятий определялась индивидуальными особенностями детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 30 до 40 мин.).
Занятия проводились индивидуально или в малой подгруппе (5-6 детей), с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей.

Октябрь-ноябрь

Заключительный этап.
Контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности применения коррекционно-развивающих занятий)

Изготовление поделок.
Выставка детских рисунков, поделок.
Обобщение и анализ проделанной работы.
Презентация опыта работы по проекту.
Трансляция педагогического опыта.

Декабрь

Ожидаемый результат:

  • формирование графомоторных навыков;
  • развитие произвольности;
  • улучшение координации;
  • развитие психических процессов.

См. описание проекта