«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский
Паспорт проекта
Название проекта |
«Графический серпантин» |
Тип проекта |
Практико-ориентированный |
Продолжительность проекта |
Долгосрочный |
Цель проекта |
Выявить уровень развития мелкой моторики у обучающихся с речевыми нарушениями. |
Задачи проекта |
- развитие и совершенствование качественных характеристик действия (точность, ловкость, быстрота, ритмичность и так далее); |
Сроки реализации |
С октября по май учебного года |
Участники проекта |
Обучающиеся старших и подготовительных к школе групп, воспитанники с особыми образовательными потребностями, педагог-психолог |
Результаты проекта |
Повышение уровня развития психомоторных качеств у детей старшего дошкольного возраста (включая детей с ОВЗ) |
Актуальность проекта
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание состоит, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка.
В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. У детей старшего дошкольного возраста при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Данная методическая разработка поможет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста (включая детей с особыми образовательными потребностями) предпосылки, необходимые для осуществления любой, и особенно учебной деятельности, требующей развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений); развитых внимания, памяти, речи, пространственного восприятия и творческого мышления, волевых усилий.
Основная проблема проекта: Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе педагога-психолога одно из первостепенных значений, т.к. сформированность мелкой моторики является необходимым условием, от которого зависят развитие познавательных способностей и речи детей дошкольного возраста.
Педагогические принципы реализации проекта:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип системности и последовательности в подаче материала;
- учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала постепенно);
- соблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей;
- соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;
- вариативность.
Основная функция коррекционно-развивающей работы:
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей, у которых:
- наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук;
- наблюдается торможение речевого развития;
- наблюдаются затруднения в овладении ручным трудом
- создание мотивационной базы для самостоятельной деятельности детей.
Механизмы реализации проекта:
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
- I этап – подготовительный
- II этап - практический
- III этап - итоговый
Этапы |
Структура и содержание деятельности |
Сроки |
Подготовительный. |
Метод наблюдения: может ли ребенок завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека. |
Сентябрь
|
Основной этап. |
Организация образовательного пространства с использованием «Волшебных обводилок». |
Октябрь-ноябрь |
Заключительный этап. |
Изготовление поделок. |
Декабрь |
Ожидаемый результат:
- формирование графомоторных навыков;
- развитие произвольности;
- улучшение координации;
- развитие психических процессов.