"...История Родины - это наука,
представляющая собой вечно живую
силу, творящую гражданина"
В.А.Сухомлинский
В настоящее время, когда воспитание молодого поколения стало сложным из-за разобщенности общества, мы не можем определить идеал и "героя нашего времени". Только обращение к героическому прошлому нашей страны, в частности к истории Великой Отечественной войны (как в случае с Бессмертным полком), может объединить нас и показать настоящих героев, которым нужно следовать. Поэтому значение изучения истории в школе сейчас особенно важно.
Изучение прошлого расширяет кругозор учеников, помогает им определить свою роль в обществе, воспитывает уважение к труду и героической борьбе предыдущих поколений. Именно уроки истории позволяют формировать этнокультурное образование школьников.
Не тайна, что понимание прошлых событий учениками нашей школы характеризуется медленностью, ограниченностью, неполноценностью, неотличимостью и низкой эффективностью. Многие факты далеки от понятий и опыта учеников, задача учителя состоит в том, чтобы с помощью живых слов и различных методов приблизить исторические события к пониманию учеников. Один из способов решения этой задачи - использование объяснительно-иллюстративного метода обучения.
Известно, что большинство людей запоминают только 5% из того, что им говорят, и 20% из того, что они видят. Однако, если человек использует свои творческие способности в процессе усвоения нового материала, его продуктивность значительно увеличивается. Поэтому важно создавать условия для развития и проявления творческих способностей учащихся.
Необходимо тщательно и последовательно планировать темы, учитывая возрастные и неврологические особенности учеников.
Основные формы и методы работы
- Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.
- Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.
- Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний, — слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:
- возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;
- возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
- оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
- возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Этапы урока |
Содержание |
Цели |
Условия достижения положительных результатов |
организационный |
демонстрация темы и целей урока |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе |
проверка домашнего задания |
демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории |
выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию |
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; |
актуализация опорных знаний и способов действий |
вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу |
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий |
формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
формирование новых понятий и способов действий |
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала |
демонстрация нового учебного материала |
применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения |
применение знаний, формирование умений |
вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений |
выполнение тренировочных заданий |
использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями |
контроль и учет знаний |
задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний |
организация контроля и самоконтроля |
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях |
Используя метод объяснительно-иллюстративный на уроках и сопровождая его мультимедийными презентациями и программными продуктами, можно помочь учащимся углубить их знания, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для развития личности учащихся и отвечает потребностям современного общества. Среди наиболее часто используемых элементов ИКТ в учебном процессе можно выделить презентации, фрагменты фильмов по исторической тематике.
Уроки, использующие объяснительно-иллюстративный метод, помимо обучения предмету, также направлены на развитие информационной грамотности учащихся. Это включает в себя получение знаний, необходимых для обработки, понимания и оценки больших объемов современной информации, а также умение использовать и управлять ею для различных практических целей. Данный метод является важным инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- В зависимости от подготовленности учащихся, можно определять по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
- Установление межпредметных связей.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.