Доклад на заседание МО «Объяснительно-иллюстративный метод на уроках истории в школах для детей с интеллектуальными нарушениями»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»


"...История Родины - это наука,
представляющая собой вечно живую
силу, творящую гражданина"
В.А.Сухомлинский

В настоящее время, когда воспитание молодого поколения стало сложным из-за разобщенности общества, мы не можем определить идеал и "героя нашего времени". Только обращение к героическому прошлому нашей страны, в частности к истории Великой Отечественной войны (как в случае с Бессмертным полком), может объединить нас и показать настоящих героев, которым нужно следовать. Поэтому значение изучения истории в школе сейчас особенно важно.

Изучение прошлого расширяет кругозор учеников, помогает им определить свою роль в обществе, воспитывает уважение к труду и героической борьбе предыдущих поколений. Именно уроки истории позволяют формировать этнокультурное образование школьников.

Не тайна, что понимание прошлых событий учениками нашей школы характеризуется медленностью, ограниченностью, неполноценностью, неотличимостью и низкой эффективностью. Многие факты далеки от понятий и опыта учеников, задача учителя состоит в том, чтобы с помощью живых слов и различных методов приблизить исторические события к пониманию учеников. Один из способов решения этой задачи - использование объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Известно, что большинство людей запоминают только 5% из того, что им говорят, и 20% из того, что они видят. Однако, если человек использует свои творческие способности в процессе усвоения нового материала, его продуктивность значительно увеличивается. Поэтому важно создавать условия для развития и проявления творческих способностей учащихся.

Необходимо тщательно и последовательно планировать темы, учитывая возрастные и неврологические особенности учеников.

Основные формы и методы работы

  • Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.
  • Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.
  • Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний, — слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:

  • возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;
  • возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
  • оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
систематизация новых знаний

применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Используя метод объяснительно-иллюстративный на уроках и сопровождая его мультимедийными презентациями и программными продуктами, можно помочь учащимся углубить их знания, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для развития личности учащихся и отвечает потребностям современного общества. Среди наиболее часто используемых элементов ИКТ в учебном процессе можно выделить презентации, фрагменты фильмов по исторической тематике.

Уроки, использующие объяснительно-иллюстративный метод, помимо обучения предмету, также направлены на развитие информационной грамотности учащихся. Это включает в себя получение знаний, необходимых для обработки, понимания и оценки больших объемов современной информации, а также умение использовать и управлять ею для различных практических целей. Данный метод является важным инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода:

  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  2. Повышение производительности урока.
  3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определять по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
  4. Установление межпредметных связей.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  1. избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  2. ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  3. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.