Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Один из принципов обучения в рамках ФГОС - принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Одним из наиболее важных элементов деятельности учителя по отношению к ученику является приобретение им наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ученику строить свое целеполагание, оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.
В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учащихся», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.
В педагогике рефлексия школьника подразумевает способность анализировать способы и результаты своей деятельности, устанавливать границы собственной деятельности при решении учебной задачи, корректировать собственные действия. Иными словами способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю, и знать, как знаю.
В переводе с латинского рефлексия (reflexio) означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своѐм состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и еѐ результатов.
Переход от образования, ориентированного на формирование знаний, умений и навыков обучающихся, к образованию, ориентированному на развитие их креативности в соответствии с возможностями и потребностями, создает принципиально новое понимание миссии педагога и роли обучающихся.
Деятельность педагога на уроке - не самоцель, а подготовка обучающегося к сознательной внутренней рефлексии по развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого учащегося.
Процесс рефлексии - это многогранный процесс, так как оценка проводится не только самой личностью, но и окружающими людьми. Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям: она а) связана с содержанием предметных знаний и б) обращена к субъекту этой деятельности.
Поскольку в основе действий человека лежит рефлексивная деятельность, то для раскрытия его личного потенциала необходимо формировать рефлексивные умения. Развить в человеке способность самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, проводить анализ личного опыта, предвидеть результаты своей деятельности, понять, что чувствуют и как воспринимают тебя другие, в целом, осуществить стремление личности к индивидуальности возможно через рефлексию.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
- диагностическую функцию - выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную - предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческую - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную - определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе, а также может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии
По содержанию: устная и письменная.
Устная рефлексия: Цель: обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Примеры: диалог, перекрестная дискуссия.
Письменная рефлексия: 1. Эссе. 2. Бортовой журнал. 3. Письменное интервью. 4. Стихотворные формы (синквейн) 5. Различные варианты портфолио.
- По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
- По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т.д.
- По функциям: физическая, сенсорная, интеллектуальная.
Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что учащиеся часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности.
Рефлексия имеет большое значение для развития, как отдельной личности, так и коллектива учащихся:
- во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности;
- во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
- в-третьих, делает человека, социальную систему субъектом своей активности.
Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида:
1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса;
2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.
Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объѐмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определѐнности со стороны учителя.
Приёмы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приемов и способов. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического изображения.
Упражнение, позволяющее сформулировать, озвучить и обсудить проблемы, мешающие учащемуся сосредоточиться, начать работу или продвигаться в изучении темы (раздела).
«Лесенка успеха». Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка (солнышко) на той ступеньке, на которую поставили бы себя при выполнении заданий.
«Дерево успеха». На изображение дерева необходимо прикрепить листья желтого, красного, зеленого цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
Рефлексия содержания учебного материала.
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексии достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал... - Теперь я знаю...»); прием анализа субъективного опыта; прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме.
«Приём незаконченного предложения». Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…" и т.п. Каким было общение на уроке?: занимательным, познавательным, интересным, игровым, необычным, скучным, радостным, дружелюбным и т.д.
«Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей... Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной.
«Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн - происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (обычно существителное); 2-я строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка - синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Примеры синквейна:
Тема «В рыцарском замке». История средних веков 6 класс
Рыцарь.
Доброжелательный, отважный.
Служит, сражается, защищает.
Образец достоинства и чести.
Воин.
Тема «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени». Новая история 7 класс.
Япония.
Прекрасная, далёкая.
Конфискует, перераспределяет, владеет.
Государство: верховный собственник на землю.
Буддизм.
Тема «Россия при Петре 1», 8 класс.
Пётр I.
Дальновидный и прогрессивный.
Реформировал, расширял, укреплял.
Выдающийся государственный деятель.
Император.
Русь.
Могучая, славянская.
Стонет под игом, побеждает, сеет.
Русь - это моя Родина.
Россия.
Война.
Страшная, кровавая.
Рушит, сражается, делает сиротами.
Война - грязное дело на земле.
Смерть.
«Диаманта». Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу. Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Это вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное) |
Реформация. |
строчка 2: определение (2 прилагательных) |
Религиозная, европейская. |
строчка 3: действие (3 причастия) |
Провозглашающая, сохраняющая, обновляющая, подчиняющая. |
строчка 4: ассоциации (4 существительных) |
Крещение, причастие, церковь, вера. |
строчка 5: действие (3 причастия) |
Устанавливающая, принимающая, ликвидирующая. |
строчка 6: определение (2 прилагательных) |
Первая, средневековая. |
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) |
Контрреформация. |
«Плюс - минус - интересно».
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Педагогическая рефлексия
способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. В центре рефлексии педагога - осознание того, что школьник воспринимает в нем и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога.
Заключение
Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
И, если организация обучения рефлексии поставлена правильно, она обязательно должна вывести и ученика и учителя на новый уровень самопознания, что отражено в самом понятии рефлексии.
Современный школьный урок - это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Список литературы
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен - М.: Владос, 2006.
- Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Минск: Высшая школа, 2003.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. - Минск: Высшая школа, 2002.
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск: Высшая школа, 2005.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2005.
- Липатникова И.Г. Рефлексивная деятельность как один из путей индивидуального развития учащихся // Начальное образование. - 2006. - №2.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Академия, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 2009.
- Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В.А.Сластенин // Педагогическое образование и наука, 2005. - №3. - стр. 37-42.
- Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии /Под ред. И.С.Ладенко. - Новосибирск, 1987.