Что такое читательская грамотность?
В нашем современном мире, в эпоху бурно развивающихся информационных технологий, книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Однако под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения говорить о «недетских проблемах детского чтения», о смене модели чтения.
Исходя из педагогического опыта работы со школьниками, можно заметить, что современные дети стали читать по-другому, читать другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. Чаще обучающиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов - поиск литературы «для души».
Современным школьникам свойственно «клиповое» (или мозаичное) мышление, требующее постоянной смены декораций, ярких образов, оценки событий не с рациональной, а с эмоциональной позиции («нравится / не нравится), что затрудняет освоение многостраничного печатного текста[1]. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность [2, с.15]. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Итак, читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Можно выделить следующие этапы работы с текстом в начальной школе:
- 1 класс. Обучение детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
- 2 класс. Обучение работе с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
- 3-4 классы. Формирование умений находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
При этом чтение - это сложнейший когнитивный процесс. У каждого ребенка своя манера чтения: словарный запас современных детей серьезно отличается даже от тех, кто приходил к нам в школу 10 лет назад. Детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате - потеря интереса к процессу познания.
Что же с этим делать? Прежде всего формировать у ребенка интерес к чтению, который будет подразумевать внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с автором, задавать вопросы, умение «читать между строк».
Работа по формированию читательской грамотности в нашей школе начинается с 1 класса с помощью проектной деятельности, в которой наряду с формированием техники чтения на начальном этапе, развивается позитивный интерес к чтению и создаются условия к возникновению положительного отношения к чтению, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения.
В нашей школе была создана команда из учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и заведующей библиотекой, которые разработали и реализовали новый проект по формированию читательской грамотности в начальной школе под названием «ЧитайГородЧитайСтрана». Этот проект показал прекрасные результаты, позволил привлечь родителей к организации семейного чтения и до сих пор работает в школе. Остановимся на нем подробнее, так проект «ЧитайГородЧитайСтрана» или его часть может быть реализован в любой другой школе.
Проект «ЧитайГородЧитайСтрана»
Проект «ЧитайГородЧитайСтрана» представляет собой систему образовательных событий, направленных на популяризацию активного продуктивного чтения, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся, так как негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.
Цель данного проекта: разработка и проведение образовательных событий, способствующих расширению литературно-образовательного пространства, формирующего активного читателя.
Задачи проекта:
- Познакомиться с различными способами и формами представления информации о прочитанных книгах;
- Разработать сценарии образовательных событий, направленных на популяризацию активного чтения;
- Создать условия для взаимодействия с центром дополнительного образования, школьной библиотекой и различными возрастными группами обучающихся;
- Провести очные встречи с участниками проекта;
- Развитие устной речи учащихся.
Этапы проекта
1. Волонтерские чтения (выбор книги, подбор материала для составления викторины, перенос и редактирование вопросов в WORD, отработка выразительного чтения, волонтерское чтение в классах);
2. Буктрейлер (выбор книги, чтение и обсуждение произведения, составление сценария, подбор материала: запись текста, подбор музыки для видеоряда, представление своих работ). Для создания буктреллера ребята выбирали произведение, согласовывая его с руководителями. Иногда читали несколько рассказов прежде чем определиться с выбором, читали его чаще всего в библиотеке вместе с командой. Обсуждали прочитанное, выделяли главные мысли автора в произведении составляли сценарий. Подбирали в информационном пространстве смысловые иллюстрации к тексту, музыку по необходимости и выстраивали видеоряд. Буктреллер создавался в программе «PowerPoint». При создании буктреллера ребятам активно помогали кураторы (учащиеся 7 класса). Хочу обратить внимание, что никто из детей не владел техникой создания буктрейлер. И этому они учились вместе. Каждая из групп, кураторы и дети, сначала работали врозь (читали, размышляли, искали главную мысль произведения, самостоятельно делали свои наброски к буктрейлеру). Младшие школьники параллельно вели свою работу, и она проходила в той же последовательности. Затем обе команды собирались вместе, учились мыслить, рассуждать, творить и работать в команде и искать компромисс. На начальном этапе для нас для всех было сложно все. Мы просматривали конкурсные видеоролики буктрейлеров, порой по несколько раз, чтобы понять единые требования. Потом пытались найти и выделить основную мысль произведения. Перед нами яркий пример модели: ученик-ученик. Шефская и наставническая работа детей. В современной педагогической практике шефская помощь, или наставничество, вновь занимает приоритетное место. Через использование проектной деятельности мы четко прослеживаем воспитательный фактор, сплоченность коллектива, коммуникативность, мотивация к труду в обучении, формирование культуры общения. Старшие школьники начинают пересматривать формат своего общения с детьми, переосмысливают свое поведение в общении с учителем, потому, что в этом направлении работы им приходиться занять место педагога;
3. Сторителлинг (выбор книги, определение аудитории, чтение и обсуждение произведения, систематизация информации, выбор идеи, создание хорошей истории, создание видеофильма). Сторителлинг - это навык рассказывания историй. Добрая традиция начинать работу проекта с книги и читать ее за круглым столом в школьной библиотеке. Порой, приходилось перечитывать произведения по нескольку раз, чтобы донести для ребят мысль автора. Сторителлинг - это еще одна из сложных форм работы и ни каждый ребенок может справиться с ней. Прежде чем создать хороший фильм, приходилось провести несколько дублей. Мы отдельно проговаривали с детьми целые предложения. Абсолютно все в этом направлении давалось с трудом, кроме чтения книг. Мысль есть, а развить ее не получается. Это направление учило ребят думать, рассуждать, размышлять. Нужно было научить их уверенно себя чувствовать ни боясь говорить вслух. Огромная заслуга в этом направлении принадлежит школьному руководителю медиа центра, Зарицкой Асе Артуровне. Ребята с большим интересом посещали кружок журналистики, где вместе создавали истории о прочитанных книгах;
4. Театральная мастерская (выбор книги, чтение и обсуждение произведения, составление пьесы, создание костюмов и декораций, мастерство актера и сценическая речь, работа над спектаклем, премьера спектакля). Театральная мастерская- ряд мероприятий по подготовке к театральной постановке. Занятия в театральной студии развивают воображение, фантазию, внимание, концентрацию, память и осознанную реакцию. У детей и школьников театральные классы значительно развивают умение управлять собой, импровизировать и контролировать эмоции в различных жизненных ситуациях;
5. Фанаты литературы (выбор жанра литературы, проведение бесед, анализ и подбор материала, оформление, представление). Фанаты литературы - это объединение читателей, увлеченно интересующихся книгой, которые собираясь и общаются не только в библиотеках, но и социальных сетях.
Следует отметить, что одна из особенностей работы Театральной мастерской и Фанатов литературы, заключалась в том, что выбранное произведение держалось в тайне. Ребята, должны были угадать произведение по представленному итоговому продукту. Постановки в библиотеке мог посмотреть любой желающий.
В процессе работы Фанатов литературы были созданы паспорта литературных героев, проведен анализ детской периодики. Школьники с интересом изучали журнальные рубрики и рассуждали, что нравится и не нравится им, и что они хотели бы видеть на страницах журнала, как дети, увлеченные литературой, затем составили письма в редакцию детского журнала «Мурзилка». Также были составлены рекомендации к летнему чтению, с учетом мнений разных категорий читателей. Это были их одноклассники, классные руководители, педагоги, мнение читателей в информационном пространстве (просматривали топ 35 лучших книг для детей 10-12 лет), а также учли мнение библиотекаря.
В завершении проекта «ЧитайГородЧитайСтрана» были подведены итоги: получили награды самые активные участники проекта.
Результаты проекта:
- рост читательской активности учащихся, в том числе активизация пользования школьной библиотекой;
- охват учащихся всех ступеней обучения систематическим чтением;
- творческая реализация учащихся, включившихся в проект;
- развитие коммуникативных навыков межличностного общения,
- умения понимать друг друга;
- формирование культуры общения;
- знакомство обучающихся с творчеством определенных детских писателей (С.Я.Маршак; А.Л.Барто; К.И.Чуковский, Б.В.Заходер и других авторов);
- представление результатов проекта в педагогическом сообществе.
Следует отметить, что согласно исследованиям, В России, как и во всех странах мира, наивысшие достижения учащихся по чтению связаны со следующими факторами:
- наличие в семье значительного числа ресурсов для обучения ребенка (книги, условия для учебных занятий, высокий уровень образования и профессиональной квалификации родителей);
- положительное отношение родителей к чтению [3, с.17 ].
Соответственно, для успешной реализации проектов по читательской грамотности в школе необходимо тесно сотрудничать с родительской общественностью, с семьями участников проектов. Нам удалось найти поддержку в лице родителей, и они активно помогают детям, например, с создании буктрейлера, устраивают семейные чтения и т.д.
Таким образом, в условиях развития общества традиционная элементарная грамотность становится недостаточной для современного человека. Обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Формирование читательской грамотности младших школьников через проектную деятельность обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми. От того будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом.
Список литературы
- Старченкова Екатерина Клиповое мышление современных школьников: почему это преимущество? [Электронный ресурс] // Repit: медиа для учителей и репетиторов URL:https://repit.online/blog/post/klipovoe-myshlenie-sovremennyh-shkolnikov-pochemu-eto-preimushhestvo.html (дата обращения: 15.04.2024)
- Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
- Мостова О. Н. Формирование читательской грамотности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / О.Н.Мостова, Т.Б.Шило, О.З.Никитина; под ред. О.Н.Мостовой, А.Н.Кочановой. - СПб.: ЛОИРО, 2020. - 116 с.