Адаптированная дополнительная рабочая программа «Обучение плаванию детей с нарушением слуха». Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение плаванию, старшие дошкольники, дети с нарушением слуха


1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная рабочая программа «Обучение плаванию детей c нарушением слуха» (далее программа) предназначена для развивающего обучения детей 5-6 лет с нарушением слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации) и направлена на обучение плаванию, преодоление водобоязни и общее оздоровление организма.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
  • 2022г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Действующими санитарными правилами в сфере дошкольного образования;
  • Уставом и другими локальными актами ГБОУ Школа №183

на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с нарушением слуха ГБОУ Школа №183.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, используются программы и методики обучения плаванию детей дошкольного возраста авторов:

  1. Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет;
  2. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина «Обучение плаванию в детском саду»;
  3. Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста;
  4. Е.Н.Карпенко, Т.П.Коротнова, Е.Н.Кошкодан «Плавание: игровой метод обучения».

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

2. Актуальность программы

Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. Резко сниженная или полностью отсутствующая функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушениями слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением. При помощи правильно подобранных средств физического воспитания возможно компенсировать недостатки физического развития и двигательной сферы детей с нарушением слуха.

Для детей с ОВЗ плавание является эффективным средством развития и оздоровления: укрепляет организм, особенно сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, закаляет. Плавание, игры на воде развивают ловкость, выносливость, силу, доставляют огромное эмоциональное удовольствие.

Регулярные занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание улучшает вентиляцию легких, закрепляет навык глубокого и ритмического дыхания. При плавании создаются особые условия для деятельности сердечно-сосудистой системы, отмечается замедление ритма сердечной деятельности, нервных процессов. Нервная система детей чрезвычайно подвижна, процессы возбуждения преобладают у них над процессами торможения. Поэтому дети более впечатлительны, эмоциональны, восприимчивы, что способствует быстрой утомляемости, создает опасность перевозбуждения и усталости.

Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводимостью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза больше чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата.

В связи с этим программа «Обучение плаванию детей c нарушением слуха» приобретает особое значение, поскольку ее реализация не только помогает детям приобрести жизненно важные умения и навыки плавания, но и может послужить эффективным способом физического развития и укрепления здоровья.

Научить плавать ребенка с нарушением слуха - значит привить ему жизненно необходимый навык. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы, развитие отклоняется от нормального. Плохо развитое мышечно - суставное чувство и некоторое нарушение ориентировки в пространстве входят в особенности физического развития глухих детей. Во время плавания человек находится в безопорном положении. Такое положение для глухих детей особенно трудно, так как в этот момент они теряют возможность ориентироваться в пространстве и способность управлять своим телом. Стремление как можно скорее выйти из него, т.е. найти точку опоры, создают трудности при обучении плаванию.

Педагогическая целесообразность программы

Как показывают многочисленные исследования, дети с нарушением слуха, которые двигательно активны, занимаются спортом, к 15-16-ти годам догоняют по всем физическим показателям своих здоровых сверстников (а зачастую и перегоняют их). В то же время физическое состояние слабослышащих подростков, не имеющих достаточной двигательной активности, существенно ниже, чем у их здоровых сверстников. Поэтому плавание, как одно из средств физического воспитания, очень актуально для данной категории детей.

Плавание имеет важное значение для всего организма: способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию, формирует культуру здоровья, повышает жизненный тонус и решает проблемы гиподинамии. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для обучающихся новые возможности для личного самосовершенствования, формирования волевых черт характера.

Плавание является одним из эффективных средств гармонического физического развития человека, укрепления здоровья.

3. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: обучение плаванию глухих и слабослышащих детей.

Задачи программы:

Образовательные:

  • изучение техники плавания и овладение основными навыками плавания;
  • знакомство с правилами безопасности на воде;
  • формирование общих представлений о плавании, его значении в жизни человека;
  • изучение простейших способов контроля за физической нагрузкой, отдельных показателей физического развития и физической подготовленности.

Развивающие:

  • всестороннее физическое развитие и совершенствование физических качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость);
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям плаванием.

Воспитательные:

  • воспитание здорового образа жизни и мотивации к укреплению здоровья, закаливанию организма;
  • привитие стойких гигиенических навыков детям с ограниченными возможностями по слуху.

Специальные задачи:

  • оздоровительные (требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма);
  • коррекционные (совершенствование психических функций ребенка);
  • формирование положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха.

Условия реализации программы

Задачи программы реализуются в процессе организации специальных учебных занятий в бассейне. Занятия проходят один раз в неделю, продолжительностью в соответствии с возрастом.

Основной формой работы является групповое учебно-тренировочное занятие. Используются индивидуальный и групповой методы обучения.

Для глухих и слабослышащих детей характерны следующие нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками;
  • трудность сохранения статического и динамического равновесия;
  • низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
  • низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);
  • замедленная скорость обратной реакции;
  • невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

У многих детей отмечается концентрация внимания к губам говорящего, что свидетельствует о поиске самим ребенком компенсаторных средств, роль которых берет на себя зрительное восприятие. Устойчивость внимания может меняться в зависимости от видов деятельности. Общей проблемой для всех детей является трудность в переключении внимания.

Своеобразие развития внимания, восприятия у детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность памяти. В связи с доминированием зрительного восприятия, процесс запоминания, в основном, строится на зрительных образах.

Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. Поэтому особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. В воде, в качестве дополнительных ориентиров, применяются подвижные плавательные средства. Условные сигналы, тактильная и жестовая речь способствуют оперативной взаимосвязи с группой. Когда дети находятся в воде, преподаватель отдает только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания проводятся на суше.

Технику физических упражнений нужно объяснять живо, красочно, интересно. При этом использовать методические приемы, которые позволяют глухим копировать упражнения, сознательно усваивать их, сочетать в процессе обучающей работы словесные, наглядные и практические методы. Использование словесных методов в коррекционной работе способствует у глухих осознанному выполнению движений и развитию речи.

Для успешного обучения необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений зависит от задач конкретного занятия. Так на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.

Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать его показ, объяснение (в данном случае используются все виды речи: жестовая, тактильная, устная и письменная), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.

В качестве методических приемов используются: описание упражнения и его элементов, условия выполнения, показ техники упражнения, иллюстрация его с помощью различных наглядных пособий, выполнение упражнения в облегченных условиях. Словесная информация состоит из объяснений, методических указаний о названии и последовательности фаз выполнения движений, действий ног, рук, головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок. В процессе сообщений используются все формы речи: устная, письменная, жестовая. Словесные сообщения и разбор техники сопровождаются проверкой понимания учебного материала.

В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску, а так же гантели для аквафитнеса. На начальном этапе обучения плавания используются нудлы. Для обеспечения психологической поддержки при обучении двигательным действиям в воде используется индивидуальный подход с положительной оценкой.

Обучение плаванию слабослышащих детей на начальном (подготовительном) этапе имеет ряд особенностей:

  1. Не следует применять имитационные упражнения, так как положительного переноса навыков при обучении в воде при этом не происходит.
  2. Игровой метод использовать только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря, а так же в виде упражнений на концентрацию и переключения внимания.
  3. Не проводить традиционную разминку на суше перед занятием в воде. Это обусловлено повышенными требованиями к дисциплине и необходимостью поддержания высокой плотности занятия.
  4. В связи с нарушениями ориентирования, скольжению на груди слабослышащих детей обучают со 2-го занятия. При этом осуществляется опора на сохранную проприоцептивную чувствительность. Освоение скольжения придает слабослышащему ребенку уверенности в воде, позволяя обучать основным видам передвижений.
  5. Большая часть слабослышащих детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.

При проведении занятий необходимо:

  • особую роль уделять обучению выдоха в воду для развития дыхательных мышц (на первых 10-ти занятиях);
  • упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполнять стоя в воде у неподвижной опоры (в связи с трудностью сочетания дыхания с движениями рук и ног в движении);
  • не использовать упражнения на погружение, такие как «поплавок» и др., на первых 5-ти занятиях, поскольку, до освоения техники скольжения, они создают дискомфортные состояния для зрительной, дыхательной систем; вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у слабослышащего ребенка.

Принципы обучения:

1. Сознательность и активность.

Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствуют постепенному усвоению и осознанию значения упражнений.

2. Систематичность.

При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность занятий. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр. Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия, предусматривающие изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

3. Наглядность.

Мышление ребенка конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в воде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается. В этих условиях различные чувственные образы - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании они создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Также полезны в обучении и наглядные пособия - рисунки, плакаты.

4. Доступность.

Предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложение волевых усилий.

5. Последовательность и постепенность.

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений является одним из условий обучения детей.

6. Индивидуализация.

Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка - состояние его здоровья, развития, интересов. Дифференциация заданий, физических нагрузок.

7. Оздоровительная и спортивная направленность.

Физические нагрузки необходимо давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состоянию здоровья; сочетать двигательную активность с закаливающими процедурами; включать упражнения для повышения гибкости, выносливости, ловкости, быстроты, развития координационных способностей; повышать двигательную активность, осуществлять контроль за физическим развитием; обеспечивать рациональный двигательный режим, создавать оптимальные условия для занятий.

Примерный график прохождения учебного материала (Приложение 1)

Приложение 2

См. продолжение Программы