Проблема патриотического воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учебным процесса.
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Систематическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому и принципам толерантности, как к многонациональному государству. Прикосновение к истории своей семьи, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Дети с ТНР - это дети, которые чувствуют по-другому, воспринимают и ощущают этот мир по-особенному. Самое важное - не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей особенностью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком, полноценным членом общества. Главная отличительная черта состоит в том, что дети с ТНР мыслят по-другому, они невероятно добрые, открытые, непосредственные, но при этом беззащитные и очень нуждаются в помощи и поддержке Учитывая особенности развития таких детей, основным принципом нашей работы было создание ситуации успешности ребёнка, похвала, поощрение (это не отнимает много сил и затрат, но отдача колоссальная, а это бесценно).
Цели патриотического воспитания для детей с ТНР: развитие системы патриотического воспитания детей с ТНР, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
В качестве основных задач выступают:
- знакомство с истоками национальной культуры;
- воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
- воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- на примере художественных произведений воспитывать такие качества, как мужество, героизм, национальную гордость;
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в специальных коррекционных образовательных учреждениях можно определить следующие:
- Гражданско-патриотическое. Формирует правовую культуру и законопослушность.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.
- Героико-патриотическое. Ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории.
- Духовно-нравственное. Помогает учащимся осознать социально значимые процессы и явления реальной жизни,
- Историко-краеведческое. Направленно на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества.
Под жизненной компетентностью детей с ТНР понимается интегральное (то есть цельное) качество личности, проявляющееся в способности и готовности к деятельности. Главная задача - воспитание социализированной, нравственно-ориентированной личности.
Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.
Основные формы работы по патриотическому воспитанию.
- классные часы, викторины, посвященные России и Дню города;
- акции "Бессмертный полк";
- встречи с ветеранами ВОВ;
- уроки мужества и памяти;
- конкурс патриотической песни;
- конкурс чтецов;
- просмотр картин военного времени и другие
Предполагаемые результаты патриотического воспитания учеников с ТНР:
- работа над совершенствованием системы патриотического воспитания детей с ТНР
- формирование готовности у учеников к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- отвлечение детей от противоправной деятельности;
- формирование таких ценностей как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, толерантность, сострадание, экологическое благополучие;
- привитие уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;
- заполнение свободного времени социально значимыми, интересными делами.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей-доминантой является формирование социально - культурных ценностей на уровне представления.
У детей с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребенка.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, мы выделили для себя группы методов по работе с детьми с ТНР:
I. Методы формирования сознания личности:
- убеждение;
- внушение;
- классные часы и беседы;
- дискуссии;
- метод примера.
Постановка обучающегося в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения:
- педагогическое требование;
- общественное мнение;
- поручение;
- создание воспитывающих ситуаций;
- метод проектов.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения:
- соревнование;
- викторины;
- поощрение;
- наказание;
- взаимовыручка;
- создание ситуации успеха.
При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Ребёнок с особенностями в развитии часто не имеет опыта общения с миром. Наша задача - ему в этом помочь. Процесс воспитания «особенных детей» непрост. Но работа с учащимися с ТНР по патриотическому воспитанию важна и актуальна.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных национальных праздниках и разнообразных творческих конкурсах. Ученики нашей школы приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»: «Наследники Гагарина», «Письмо ветерану», «Письмо солдату в армию». В конкурсе художественных работ «Россия выбирает будущее», «Мы выбираем новую жизнь». Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации.
Большое внимание педагогами нашей школы уделяется внеклассной работе по гражданско-правовой проблематике и гражданско-патриотическому воспитанию через такие мероприятия, как
«Часы общения» по темам: «Природа нашего края», «Наш край на глобусе и карте», «Первые школы на территории города Сызрань» и «История нашей школы» направлены на формирование уважительного отношения к природе, истории, культуре и традициям родного края.
- Участие в акции «Голубь мира»
Успешно прошли тематические часы по военно-патриотическому воспитанию :
- «Героями не рождаются - героями становятся»,
- «Великие полководцы России»,
- «Сызранские парни - солдаты».
Учащиеся приняли участие в праздниках:
- «К 35-летию вывода войск из Афганистана»,
- «Славные сыны России», где получили знания об Сызранцах - участниках ВОВ и войн в Афганистане и Чечне.
Мы стараемся, чтобы на уроках мужества, учащиеся имели возможность встретиться с непосредственными участниками реальных событий: ветеранами ВОВ, локальных конфликтов! Во время такой встречи можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос, а потом вместе с этими людьми поразмышлять: «А что такое Родина? Кто такой патриот?»
Не мало мероприятий намечено на конец года, подготовка к ним уже ведется:
- акция «Адрес ветерана»;
- неделя Памяти «Солдаты Победы»;
- праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!»;
- класный час «О мужестве, доблести, славе».
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Стало традицией проведение в школе по понедельникам урока «Разговоры о важном», Уроков мужества, торжественных линеек, посвященных памятным датам, великим событиям нашей истории. На эти мероприятия приглашаются ветераны Великой Отечественной войны.
Мы проводили разные мероприятия патриотической направленности для наших подопечных: беседы, выставки, конкурсы рисунков. А чтобы наша работа была более успешной, использовали наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации.
Мы старались обеспечить активность детей на занятиях рисованием, они очень любят рисовать маму, родину (как они её видят), а это важно, ведь всё начинается с малого. Опыт работы показывает, что нашим «особенным» детям доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине.
Эффективное патриотическое воспитание детей сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности - убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни учеников.
Заключение
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Библиографический список
- Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» - М, 2005.
- Черкасова П.А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ. Молодой ученый №2 (106) январь-2 2016.
- Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. - Лаврентьева М.В. http://www.port4l-sloyo.ru.
- Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И.Гаурилюс // Дефектология. 19.