Конспект НОД по математике (средняя группа). Тема: «Путешествие в город Считалово»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, счет в пределах 5


Цель: отрабатывать навык количественного и порядкового счета в пределах 5.

Задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 5.
  • Учить детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».
  • Закреплять умение сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.
  • Воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать.
  • Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Тип занятия: закрепление и повторение пройденного материала.

Форма занятия: игра-путешествие.

Продолжительность: 20 минут.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Оборудование и материалы: мольберт, 5 картинок с изображением воздушных шариков, набор цифр 1-5, фланелеграф, выложенный из геометрических фигур теремок, мяч.

Предварительная подготовка: разучивание математической считалочки.

Методы и приемы работы с детьми: словесный, наглядный, практический методы.

Приемы: дидактическая игра, вопросы, обобщающая беседа, показ, указания.

Структура занятия

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Мотивационный момент

1 минута

Основная часть

  1. Игра «Сколько? Который по счету?»
  2. Счёт предметов до 5
  3. Физкультминутка
  4. Работа с геометрическими фигурами
  5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
  1. 4 минуты
  2. 3 минуты
  3. 2 минуты
  4. 5 минут
  5. 3 минуты

Заключительная часть

Рефлексия

2 минуты

Ход занятия

I. Вводная часть

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в город Считалово.

- Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).

1. Мотивационный момент

- Для того чтобы отправиться в путешествие, нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои ручки и считайте вместе со мной:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики:
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем счет опять:
Один, два, три, четыре, пять -
Вот и кончили считать!

II. Основная часть

- Вот мы с вами и прибыли в город Считалово.

1. Игра «Сколько? Который по счету?»

- В городе, в честь нашего приезда устроен праздник. На площади развешаны разноцветные воздушные шары.

На мольберте 5 картинок с изображением воздушных шариков разного цвета.

- Посчитайте по порядку воздушные шары (первый, второй).

- Сколько всего воздушных шаров вы видите? (5)

- Одинаковые ли шары?

- Скажите, чем отличаются шары? (Шары отличаются цветом).

- Что у шаров одинаковое? (У шаров одинаковая форма и размер).

- Какого цвета первый, третий, пятый шарик?

- Который по счёту стоит красный шар? Жёлтый? Синий? И т. д.

- Вдруг подул ветер, и один воздушный шар улетел.

- Которого по счёту шара нет?

(Педагог убирает по одному воздушному шарику, и дети называют, которого по счёту шара нет).

Дети садятся на свои места.

2. Счёт предметов до 5

- Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор цифр от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков.

Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.

3. Физкультминутка

- Молодцы! С вами просто здорово сегодня работать. Вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку.

Дети становятся в круг.

Выполнение движений с речевым сопровождением:

Сколько раз ударит бубен, столько раз мы хлопать будем.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
Наклонились столько раз, сколько бабочек у нас.
Приседаем столько раз, сколько листиков у нас.
Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков.

4. Работа с геометрическими фигурами

- В городе Считалово жители очень любят создавать картины из мозаики. Детали мозаики у них - это геометрические фигуры. Посмотрите, какой красивый теремок выложен из геометрических фигур!

- Из каких геометрических фигур окошки? (Из квадрата, круга, прямоугольника)

- А что вы можете сказать про квадрат? (У него 4 стороны и 4 угла. Все они одинаковые)

- А, что вы можете сказать про прямоугольник? (У прямоугольника 4 угла и 4 стороны: 2 коротких и 2 длинных)

- Сколько этажей в теремке? Считаем снизу-вверх (всего 3)

- Дети, а крыша какой геометрической формы? (треугольной и у неё 3 угла)

- Какой формы труба дома? (Труба прямоугольной формы).

- Какой формы солнце? В каком углу оно находится? (Солнце круглой формы и находится в левом верхнем углу).

- В каком углу находится облако? (Облако в правом верхнем углу).

5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Я буду называть вам слово и бросать мяч, а вы мне противоположное к нему и мяч возвращать.

Дети становятся в круг.

Большой - … (маленький), длинный - … (короткий), высокий - … (низкий), широкий - … (узкий), толстый - … (тонкий).

- Молодцы! Путешествие окончено!

III. Заключительная часть

Рефлексия

- Ребята, где мы с вами побывали?

- Скажите, чем вы занимались?

- Вы сегодня хорошо потрудились.

- Что вам больше всего понравилось?

- А что вызвало затруднение?

Литература

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду/ М.: Мозаика-синтез, 2009.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ. Методическое пособие/ М.: Айрис-пресс, 2015.
  3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет/ М.: Владос, 2007.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа/ М.: Мозаика-синтез, 2011.