Цель: отрабатывать навык количественного и порядкового счета в пределах 5.
Задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 5.
- Учить детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».
- Закреплять умение сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.
- Воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать.
- Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Тип занятия: закрепление и повторение пройденного материала.
Форма занятия: игра-путешествие.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: воспитатель, дети.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: мольберт, 5 картинок с изображением воздушных шариков, набор цифр 1-5, фланелеграф, выложенный из геометрических фигур теремок, мяч.
Предварительная подготовка: разучивание математической считалочки.
Методы и приемы работы с детьми: словесный, наглядный, практический методы.
Приемы: дидактическая игра, вопросы, обобщающая беседа, показ, указания.
Структура занятия
Этап занятия |
Содержание |
Время |
Вводная часть |
Мотивационный момент |
1 минута |
Основная часть |
|
|
Заключительная часть |
Рефлексия |
2 минуты |
Ход занятия
I. Вводная часть
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в город Считалово.
- Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).
1. Мотивационный момент
- Для того чтобы отправиться в путешествие, нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои ручки и считайте вместе со мной:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики:
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем счет опять:
Один, два, три, четыре, пять -
Вот и кончили считать!
II. Основная часть
- Вот мы с вами и прибыли в город Считалово.
1. Игра «Сколько? Который по счету?»
- В городе, в честь нашего приезда устроен праздник. На площади развешаны разноцветные воздушные шары.
На мольберте 5 картинок с изображением воздушных шариков разного цвета.
- Посчитайте по порядку воздушные шары (первый, второй).
- Сколько всего воздушных шаров вы видите? (5)
- Одинаковые ли шары?
- Скажите, чем отличаются шары? (Шары отличаются цветом).
- Что у шаров одинаковое? (У шаров одинаковая форма и размер).
- Какого цвета первый, третий, пятый шарик?
- Который по счёту стоит красный шар? Жёлтый? Синий? И т. д.
- Вдруг подул ветер, и один воздушный шар улетел.
- Которого по счёту шара нет?
(Педагог убирает по одному воздушному шарику, и дети называют, которого по счёту шара нет).
Дети садятся на свои места.
2. Счёт предметов до 5
- Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор цифр от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков.
Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
3. Физкультминутка
- Молодцы! С вами просто здорово сегодня работать. Вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку.
Дети становятся в круг.
Выполнение движений с речевым сопровождением:
Сколько раз ударит бубен, столько раз мы хлопать будем.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
Наклонились столько раз, сколько бабочек у нас.
Приседаем столько раз, сколько листиков у нас.
Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков.
4. Работа с геометрическими фигурами
- В городе Считалово жители очень любят создавать картины из мозаики. Детали мозаики у них - это геометрические фигуры. Посмотрите, какой красивый теремок выложен из геометрических фигур!
- Из каких геометрических фигур окошки? (Из квадрата, круга, прямоугольника)
- А что вы можете сказать про квадрат? (У него 4 стороны и 4 угла. Все они одинаковые)
- А, что вы можете сказать про прямоугольник? (У прямоугольника 4 угла и 4 стороны: 2 коротких и 2 длинных)
- Сколько этажей в теремке? Считаем снизу-вверх (всего 3)
- Дети, а крыша какой геометрической формы? (треугольной и у неё 3 угла)
- Какой формы труба дома? (Труба прямоугольной формы).
- Какой формы солнце? В каком углу оно находится? (Солнце круглой формы и находится в левом верхнем углу).
- В каком углу находится облако? (Облако в правом верхнем углу).
5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
- Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Я буду называть вам слово и бросать мяч, а вы мне противоположное к нему и мяч возвращать.
Дети становятся в круг.
Большой - … (маленький), длинный - … (короткий), высокий - … (низкий), широкий - … (узкий), толстый - … (тонкий).
- Молодцы! Путешествие окончено!
III. Заключительная часть
Рефлексия
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Скажите, чем вы занимались?
- Вы сегодня хорошо потрудились.
- Что вам больше всего понравилось?
- А что вызвало затруднение?
Литература
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду/ М.: Мозаика-синтез, 2009.
- Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ. Методическое пособие/ М.: Айрис-пресс, 2015.
- Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет/ М.: Владос, 2007.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа/ М.: Мозаика-синтез, 2011.