Влияние кинезиологических игр и упражнений на развитие детей раннего возраста с ОВЗ (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, кинезеологические упражнения


Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные органическим нарушением центральной нервной системы. О необходимости своевременного психомоторного развития детей свидетельствуют работы А.Н.Леонтьева (1975), АР.Лурия (1973), Н.С.Лейтеса (1971), П.Ф.Лесгафта (1952) и др. о влиянии моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций.

Для преодоления имеющихся нарушений у детей раннего возраста с ОВЗ, необходимо проведения комплексной коррекционной работы. В последнее время в сетях интернета мы часто сталкиваемся с таким современным методом как «кинезиология». Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекции основных психических процессов ребенка: память, внимание, мышление, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику рук. По мнению Гленна Домана, мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение и после 3-летнего возраста рост мозга ребенка существенно замедляется, а после 6 лет практически прекращается, М.М.Кольцова (1973), говорила о том, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот метод нас заинтересовал, и мы решили применить его на практике в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста.

Выбранная нами тема была обусловлена тем, что в нашем СП Детский сад Журавушка с 2004 года функционирует Служба ранней помощи для работы с семьями неорганизованных детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

За время работы с семьями заметили, что родители часто покупают детям дорогие игрушки и не всегда задумываются о том, что некоторые современные игрушки не просто дорогие, но и могут быть просто бесполезными для детей, и даже отрицательно воздействовать на их развитие.

Часто консультируем родителей о том, как правильно подобрать в магазине игрушки или сделать их своими руками, рассказываем об их особенностях и развивающем эффекте.

Вначале мы изучили эту тему, затем создали совместно с родителями пособие «Умные тренажеры» в ходе мастер-класса для родителей рассказали и показали, как сделать игры своими руками и использовать в домашних условиях.

Наше пособие «Умные тренажеры» получилось функциональным, безопасным, доступным оно будет способствовать развитию детей раннего возраста.

Целью пособия является, развитие межполушарного взаимодействия, способствующее на активизацию мыслительной деятельности.

Задачи:

  • развивать межполушарные связи;
  • синхронизировать работу полушарий;
  • формировать произвольность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • развивать тактильно-двигательное восприятие;
  • развивать речь;
  • создать положительный эмоциональный настрой.

Данное пособие, вы сможете сделать самостоятельно в домашних условиях. Пособие состоит из различных развивающих игр. На наш взгляд оно получилось удачным, ярким, привлекательным для детей, насыщенным разными заданиями и упражнениями. В пособии мы использовали ленты, пуговицы, мягкие резинки, картинки, помпоны разных размеров, дорожки, ребристые поверхности, игрушки и много других предметов. Все предметы, расположенные на них вызывают у детей желание играть.

Все задания помогают детям одновременно двумя руками выполнять кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики рук, тем самым развивая и укрепляя межполушарные связи. Заниматься ребенок может как сидя за столом, так и стоя. Такие игры и упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга.

Игры помогут ребенку развиваться, позволят избежать трудности в обучении, создадут условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов.

Обучать детей можно легко не только в обычной форме, но и в интерактивной форме игры. С использованием таких упражнений можно проводить, как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми раннего возраста в детском саду и дома. Важно, чтобы задания подбирались от простого к сложному.

Интересно и увлекательно можно поиграть в игру «Волшебное дерево». Здесь ребенку предлагается двумя руками вставить резинки в пуговицы, выполняя это задание у ребенка формируется мелкая моторика рук, речевая активность, зрительная память, наглядно-действенное мышление.

«Умные тренажеры» позволяют играть с ребенком в разные игры такие как «Ладошки», «Большой - маленький», «Мемо», «Найди такой же», «Восьмерки», «Ребристые поверхности», «Заплети косичку» и т.д.

В игре «Тренажеры - дорожки» ребенок проводит указательными пальцами рук по дорожкам разной формы. Занимаясь на этом тренажере у ребенка формируются координация руки и глаз, речевая активность.

Комплекс игр и упражнений «Смотрим, видим, запоминаем» на развитие тактильно-двигательного восприятия. Ребенок указательными пальцами должен прослеживать поиск по вертикали и горизонтали, затем по большому и маленькому кругу действовать целенаправленно и выполнять соотносящие действия.

Такие простые доступные, увлекательные и развивающие игры можно сделать со своим ребенком в домашних условиях. Мы считаем, что регулярное использование кинезиологических игр и упражнений, окажет положительное влияние на успешное развитие и обучение детей раннего возраста.

Литература

  1. Фишман М.Н. «Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей» Издательство: [методическое пособие для педагогов, психологов, врачей] Ин-т коррекционной педагогики РАО. Экзамен, 2006 г.
  2. Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников». Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2019. 60с.
  3. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». - М: ТЦ Сфера, 2002. - 48с.
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций ребенка. М., 1999.
  5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей. М., ВНИИФК, 1999.
  6. Деннисон П., Деннисон Г. «Программа «Гимнастика ума» Пер. С.М.Масгутовой, Москва, 1997г.
  7. Архипова Е.Ф. «Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда» https://youtu.be/INxtJB05msE