Проектная деятельность как метод формирования читательской грамотности

Разделы: Организация школьной библиотеки

Ключевые слова: проектная деятельность, читательская грамотность


ФГОС в качестве основной цели обучения называет развитие личности учащихся. Реализация данной цели требует новых методов обучения, которые способны формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Одним из таких методов является проектная деятельность. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развить познавательные навыки, навыки презентации и рефлексии деятельности.

В результате работы над проектом:

  • формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации;
  • развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
  • расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.

Работа над проектом строится по следующим этапам:

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа - коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

В обобщенном виде технологию опыта проектной деятельности на библиотечных уроках можно представить следующим образом:

  • анализ художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;
  • определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;
  • определение примерного плана проекта;
  • планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);
  • организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);
  • организация презентации проекта и его рефлексии.

Метод проектной деятельности имеет и воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развитие самостоятельности.

Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.

Организация учебного проекта позволяет выявить и затруднения, связанные с его реализацией:

  • проекты занимают много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. Все это требует дополнительного мотивирования и стимулирования познавательной деятельности обучающихся;
  • реализация проектов требует сформированности таких умений, как создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление;
  • публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • работа над проектной деятельностью - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность;
  • технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности;
  • вдумчивый анализ художественных произведений позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.