ФГОС в качестве основной цели обучения называет развитие личности учащихся. Реализация данной цели требует новых методов обучения, которые способны формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Одним из таких методов является проектная деятельность. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развить познавательные навыки, навыки презентации и рефлексии деятельности.
В результате работы над проектом:
- формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации;
- развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
- расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.
Работа над проектом строится по следующим этапам:
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа - сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа - коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
В обобщенном виде технологию опыта проектной деятельности на библиотечных уроках можно представить следующим образом:
- анализ художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;
- определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;
- определение примерного плана проекта;
- планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);
- организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);
- организация презентации проекта и его рефлексии.
Метод проектной деятельности имеет и воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развитие самостоятельности.
Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.
Организация учебного проекта позволяет выявить и затруднения, связанные с его реализацией:
- проекты занимают много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. Все это требует дополнительного мотивирования и стимулирования познавательной деятельности обучающихся;
- реализация проектов требует сформированности таких умений, как создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление;
- публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- работа над проектной деятельностью - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность;
- технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности;
- вдумчивый анализ художественных произведений позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.