Формирование читательской грамотности учащихся 1-го класса на уроках русского языка с помощью игры-путешествия

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Класс: 1

Ключевые слова: читательская грамотность


«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Сегодня у меня открытый урок русского языка. Волнуюсь за свой родной 1 класс, перебираю в своей голове еще раз все этапы моего урока: актуализация знаний, постановка учебной задачи, построение проекта выхода из затруднений, первичная проверка выполнения задания и обязательно успеть выполнить рефлексию. Все, что я придумала ученикам на сегодня должно обязательно понравиться - визуальный ряд, составленный из фильма, который мы недавно смотрели «В стране невыученных уроков». Но урок закончился и дети меня не поразили своей любознательностью и не увидела в их глазах огонька пытливости. Мой наставник, произнесла: «Тебе с ними нужно заиграть на уроке».

Таким образом, моя методическая идея: модернизация педагогического процесса, направленного на формирование читательской грамотности на уроках русского языка через игру, то есть вложить образовательное содержание в игровую оболочку.

Актуальность: в начальной школе значима игровая деятельность. Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Целью ее является: положительная динамика читательской грамотности в классе. В качестве ключевого условия формирования читательской грамотности младших школьников рассматривается организация работы с учебными заданиями на уроках русского языка в 1 классе. Способ, который я выбрала - это вовлечение учащихся в игру-путешествие.

Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

Обращение к игре-путешествии было неслучайным так, как прежде всего цель ее направлена на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса - это и есть ФГОС НОО.

Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля", как игра. Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения учащихся с ОВЗ и поколения «Z».

В рамках традиционного урока значительная часть знаний и навыков остаётся в стенах школы, потому что ученики даже не пробуют применить полученные знания. Для решения этой проблемы я начала внедрять в образовательный процесс на уроках русского языка игровую технологию. Я знаю, в моем классе обучаются дети с разным уровнем сформированости чтения и работы с информацией, поэтому организовала игровую часть урока как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося. У нас есть и капитаны корабля, машинисты, пилоты, водители автобуса.

Наиболее важным при проведении игр на уроке - принцип открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т.д.

На основе этого создалась система работы на уроке с применением игры-путешествия и я попробовала наложить ее на понятие читательской грамотности, которое предлагает нам обновленный ФГОС НОО.

Этапы работы над игрой-путешествием

Читательская грамотность

1. Знакомство с темой и сюжетом игры. Предусматривает поддержку самостоятельности ученика, его активности и стремления в отыскивании собственного способа решения поставленной задачи. Для этого на внеурочной деятельности был организован просмотр одноименного мультфильма, его обсуждение и составление характеристик героев.

Опора на текст
Найти и извлечь информацию

2. Проектирование предстоящей работы в виде игры - планирование образовательного плана игровым методом. Развитие содержательно-деятельностный компонента познавательного интереса. Для этого мы подробно изучили инструкцию к игре, познакомились с ее правилами, игровыми карточками, полем для движения по стране невыученных уроков и определили план работы.

Опора на текст
Интегрировать и интерпретировать информацию
Формировать общее понимание текста, толковать текст

3. Проигрывание игры-путешествия. Реализация учебного поиска решения путем соблюдения структуры игры-путешествия. После того, как состав игры изучен, план выстроен - самое время было переходить непосредственно к самому проигрыванию.

Опора на вне текстовое знание
Осмыслить и оценить

4. Презентация игры-путешествия.
Помимо внеруочной деятельности игра использовалась непосредственно и на самих уроках русского языка в качестве интегрированного обучения. Карточки выдавались на всех этапах урока: актуализация, первичное закрепление, в качестве контроля знаний.
Такой формат учащимся понравился не меньше, чем в виде настольной игры. Ведь, они сами могли вытянуть карточку и выполнить задание из нее, а также организовать само- и взаимопроверку, что так же отвечает требования ФГОС.

Опора на вне текстовое знание
Осмыслить и оценить содержание текста

5. Рефлексия. Развивается самооценка, умение рефлексировать, понимать и анализировать происходящие изменения в себе и окружающих.

Оценка и рефлексия: компетентные читатели могут воспринимать форму и содержание текста и критически оценивать ценность и достоверность информации в нем.

Промежуточным результатом своей работы считаю продуктивную деятельность детей, их участие и заинтересованность, стала наблюдать фактическую инициативу учащихся - появился огонек пытливости и любознательности.

Результаты сформированности читательской грамотности.

До внедрения в образовательный процесс игровой технологии подавляющая часть моего класса могла извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации учащиеся могли размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.

Но после цикла занятий с использованием игры-путешествия на уроках русского языка в конце учебного года у большей части моего класса сформировалось умение извлекать из сообщения нужную информацию; понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства; строить на основе прочитанного собственные суждения. Учащиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут использовать почерпнутую в текстах информацию для собственного развития.

По результатам Комплексной работы в конце года я применила критерий «Образовательное равенство», которое наглядно отразило мне показатель моего класса. Средний балл лучших результатов был равен 60, худших результатов - 32, на основе этого показатель моего класса - 1,9, что является хорошим качеством применяемой образовательной системы. Такая методика мне помогала корректировать дефициты учащихся от занятия к занятию и выстраивать их индивидуальную траекторию развития.

2023

10% лучших результатов средний балл

60

10% худших результатов средний балл

32

Показатель моего класса

1,9

Внедрение игровых технологий в учебный процесс дает исключительно положительные результаты, что, в отличие от прочих методических средств, игра - это «школа мышления» для детей, познающих окружающий мир.

Перспективы своей дальнейшей проработки игры-путешествия в следующий год, «Год науки» - представление игровых заданий, выполненных в виде научного сообщения или доклада.

Дополнительным презентом моей работы стало 1 место в школьном «Марафоне педагогических разработок учителей начальной школы».

Игра-путешествие есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.