Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях цифровизации

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, Функциональная грамотность


В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в процессе образования является проблема формирования функциональной грамотности, так как постоянное наращивание и усложнение объемов, которые необходимы для развития современного человека, привели к потере значимости традиционных подходов к компетентности личности. На первое место в определении результатов и качества обучения на всех ступенях образования, включая начальное общее образование, стало выходить понятие функциональной грамотности как условие успешного развития и адаптации личности. Формирование функциональной грамотности тесно связано с процессом цифровизации, ставшим неизбежным итогом научно-технического прогресса, открывшим значительные возможности в области воспитания и обучения. Цифровизация является необходимым условием и средством развития функциональной грамотности младших школьников.

Современная информационная среда обуславливает развитие функциональной грамотности, при этом значимая роль в данном процессе принадлежит средствам обучения и процессу цифровизации. В связи с этим образовательные учреждения различного уровня сталкиваются с проблемой, связанной с более широким использованием информационно-цифровых технологий при организации образовательного процесса. Общественный заказ в реализации указанной проблемы предполагает внедрение инновационных подходов к организации процесса начального образования, что будет способствовать дальнейшему воспитанию личности индивида, которая будет иметь ключевые навыки XXI века. Активное использование электронных образовательных ресурсов в процессе образования - это важный фактор обеспечения качественного образования. При этом данные ресурсы являются как средством обучения, так и эффективным инструментом управления всеми процессами системы образования и в целом научной деятельности.

Функциональная грамотность рассматривается как способность человека к функционированию во внешней среде, максимально быстрой адаптации и вступлению с ней в отношения. В педагогике функциональную грамотность рассматривают как уровень образованности, который характеризует способность будущего специалиста к решению на основании преимущественно прикладных знаний профессиональных и жизненных задач в различных сферах деятельность; способность к использованию универсальных методов деятельность с целью решения проблем социальной адаптации на основе применения норм и правил относительно той или иной ситуации.

Функциональная грамотность - это ситуативная характеристика лица, проявляющаяся в определенной жизненной ситуации, равно как и проявление функциональной неграмотности в случае изменения типа профессиональной деятельности, образа жизни или ситуации. Формы функциональной грамотности выделены в работах Т.А.Пакиной: грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, бытовая грамотность, коммуникативная грамотность, информационная грамотность, владение иностранными языками, компьютерная грамотность, общая грамотность и т.д. [6].

Основные признаки функционально грамотной личности представлены Н.Ф.Виноградовой: овладение современными ключевыми компетенциями; обладание деловыми и коммуникативными качествами; умение действовать и жить среди людей; стремление к познанию нового; самостоятельность. Также автором в понятии «функциональная грамотность» младших школьников выделены следующие компоненты: предметные (естественнонаучная, математическая, литературная, языковая); интегративные (социальная, информационная, читательская, коммуникативная грамотность) [2].

Функциональная грамотность младших школьников формируется в рамках всех учебных дисциплин, что соответствует всесторонней направленности ее использования в деятельности и жизни обучающихся. Наиболее интенсивное формирование у учащихся начальной школы начинается в ходе формирования приемов технологической, художественной, естественнонаучной и математической деятельности, в также в процессе овладения различными видами речевой деятельности (беседа (слушание и говорение), письмо, чтение).

Немаловажным моментом становится различие функциональной и элементарной грамотности. Элементарную грамотность можно рассматривать как способность к совершению простейших арифметических действий, составлению простых коротких текстов, пониманию прочитанного, а функциональная грамотность представляет собой такой уровень навыков, умений и знаний, который считается минимально необходимым в конкретной культурной среде для осуществления жизнедеятельности личности, что обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений [5].

Важную роль в формировании функциональной грамотности младших школьников играет цифровизация, под которой понимается насыщение физического мира электронно-цифровыми системами, средствами и устройствами и налаживание между ними электронно-коммуникационного обмена, что фактически создает киберфизическое пространство и дает возможность интегрального взаимодействия физического и виртуального.

Среди векторов цифровизации образования ключевыми являются: развитие сетевой и дистанционной формы получения образования с использованием информационно-цифровых и когнитивных технологий; подключение образовательных учреждений к широкополосному доступу к глобальной сети Интернет; внедрение и разработка для создания качественной образовательной среды инновационных информационно-цифровых средств обучения; создание информационно-цифровых ресурсов с поддержкой мультимедийного и интерактивного контента (функциональные инструменты для автоматизации процесса работы образовательного заведения) для педагогических работников учреждения образования. Процесс цифровизации образования предполагает формирование у участников процесса образования информационно-цифровой компетентности [1].

Анализируя исследования, посвященные проблеме цифровизации и формирования функциональной грамотности, можно отметить, что функциональная грамотность - это многоплановое и сложное явление, уровень и содержание которого зависит от уровня и особенностей развития конкретных социальных групп и социума. При этом процесс формирования функциональной грамотности и развития цифровизации тесно связаны между собой. Так, в функциональную грамотность входят компетентности, связанные напрямую с цифровизацией: если у индивида отсутствует начальный уровень функциональной грамотности, то он не сможет овладеть электронными средствами обучения [4].

Одним из главных компонентов функциональной грамотности выступает цифровая компетентность, которая рассматривается как готовность и способность личности к безопасному, критическому и эффективному использованию для решения различных задач повседневного существования современных информационно-цифровых технологий. Эффективное формирование информационно-цифровой компетентности невозможно без учета следующих условий: групповое взаимодействие (сотрудничество); критичность к решению нестандартных задач (гибкость мышления); умение общаться (коммуникабельность); открытость и готовность к инновациям; умение работать с современными информационно-цифровыми технологиями; педагогическое мастерство (профессиональная квалификация, педагогические умения); задатки участников процесса образования (в том числе организационные).

При этом цифровизация образовательного пространства - это одно из наиболее важных условий формирования функциональной грамотности, так как использование электронных и цифровых образовательных ресурсов открывает доступ к той информации, которая ограничена при использовании традиционных средств, также цифровая и информационная компетентности - это прямой результат взаимодействия с информационно-коммуникативными технологиями [3].

Использование ИКТ на уроках в младших классах имеет определенные преимущества перед традиционной системой обучения: облегчается процесс оценки и контроля знаний; повышается объем проделанной работы; появляется заинтересованность в изучении материала; возрастает мотивация учебной деятельности. В данный момент существует множество онлайн-сервисов для обучения младших школьников. Например, интерактивная платформа «Учи.ру» (https://uchi.ru/) содержит в себе дополнительные и диагностические материалы по всем учебным дисциплинам, примеры заданий и их решения. На интерактивной платформе «Биоуроки» (https://biouroki.ru/) учащиеся могут познакомиться с дополнительным материалом по окружающему миру (ботаника, мир животных, строение тела, природа и т.д.). Для онлайн-обучения существуют следующие сервисы: «Zoom» (сервис позволяет организовать онлайн-конференции для индивидуальных и групповых занятий как с компьютера, так и с любого гаджета); WhatsApp, Telegram, Viber (данные сервисы позволяют обмениваться ссылками на учебные материалы, информировать учащихся о времени проведения онлайн-конференций, отправлять домашние задания и т.д.).

Таким образом, по результатам исследования был сделан вывод о том, что процесс формирования функциональной грамотности младших школьников неразрывно связан с цифровизацией. С одной стороны, овладение информационно-коммуникационными технологиями предполагает, что учащиеся обладают определенным набором компетенций, которые составляют начальный уровень функциональной грамотности, а с другой, без использования цифровых ресурсов невозможно формирование высокого уровня функциональной грамотности.

Список литературы

  1. Афанасенко А.В. Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях цифровизации образования // Цифровая дидактика: реалии и перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 13.10.2022). - 2022. - С. 19-21.
  2. Беловолова Е.А. Мониторинг функциональной грамотности обучающихся: новые возможности для развития региональной оценки качества общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 2. - № 2 (70). - С. 262-274.
  3. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. - М.: Российский учебник, 2018. - 288 с.
  4. Насуцева Ф.А. Формирование и оценка функциональной грамотности в системе работы по повышению качества общего образования // Учебный год. - 2022. - № 2 (68). - С. 35-37.
  5. Оказова З.П. Формирование функциональной грамотности в условиях цифровизации // Прогрессивная педагогика. - 2023. - № 1. - С. 39-41.
  6. Пакина Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук. - 2022. - № 5. - С. 201-206.