Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности.
Мифы о РАС
Не способны чувствовать
Принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не показывают эмоций, не умеют быть ласковыми и нежными с близкими людьми.
На самом деле: внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.
Не смотрят в глаза
Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то и в глаза им смотреть бессмысленно.
На самом деле: дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза. Они просто не концентрируют внимание.
Гениальны
Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.
На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.
Во всём виноваты гены или прививки
Миф зародился в 1998 году, когда в журнале The Lancet вышла статья Эндрю Уэйкфилда, в которой он связал аутизм с прививками. Выборка тогда была всего на 12 человек. Уже через год вышло опровержение с 500 участниками исследования, в 2005-м - с 10 миллионами детей, а в 2011-м - с почти 15 миллионами.
На самом деле: взаимосвязь аутизма с прививками и генами не доказана. Феномен в целом мало изучен.
Развеяв все мифы, разберёмся, что же это значит на самом деле.
Факты о РАС
Проявления аутизма называют расстройствами аутистического спектра, потому что есть признаки, одинаковые для всех, но они могут проявляться в разной степени. Это и есть спектр - разнообразие в однообразии.
Типичные проявления:
- трудности в социальной коммуникации;
- сложности с обработкой сенсорной информации;
- повторяющееся, стереотипное поведение;
- ригидность, то есть отсутствие реакций на стимулы: например, не одёрнет руку, если его щипать.
На что стоит делать акцент в обучении
Социализация, общение со сверстниками и взрослыми
У ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.
Бытовые навыки
Это то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребёнком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.
Коррекция нежелательного поведения
Это может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту - дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема - объяснение - решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени.
Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители. ТПМПК может лишь рекомендовать учреждение.
В каких школах учатся дети с РАС
Коррекционные школы
Коррекционных школ для детей исключительно с РАС не существует. Обычно их отправляют туда, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями (ИН) или задержкой психического развития (ЗПР) или в так называемую «речевую школу».
Массовые школы
Здесь может быть два варианта:
- обычный класс, который приравняют к инклюзивному;
- коррекционный класс в обычной школе, что называют интеграцией.
В инклюзивном классе ребёнок с РАС будет учиться наравне с детьми с нормой. Обычно такой вариант выбирают для ребёнка с нормой интеллекта и речи. В интегративном классе могут учиться дети с разными нарушениями или все только с РАС. Соответственно, у них своя программа и образовательный маршрут.
Обычные школы могут быть государственными и частными, это не имеет значения. В школе может быть организована ресурсная зона - это место, куда может прийти ребёнок с РАС, чтобы отдохнуть от социального контакта. Там может быть сухой бассейн, ковры, диваны, подушки, «дождик», свисающий с потолка. Альтернативным вариантом может стать надомное обучение, то есть формат, когда к ребёнку домой приходят педагоги из школы.
Поддержание работоспособности и интереса учащихся с РАС к учебной деятельности является одной из ключевых проблем для педагогов в современной коррекционной школе. Специальный федеральный государственный стандарт как составная часть ФГОС преследует основную цель - гарантировать каждому ребенку с РАС реализацию права на образование, соответствующую его потребностям и возможностям. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. Основными принципами и правилами работы для детей с РАС должны стать: индивидуальный подход к каждому ученику; предотвращение наступления переутомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материалами небольшими дозами, использование интересных и красочных средств наглядности, включение в урок игры); проявление педагогического такта.