Аутичные дети в общеобразовательных учреждениях: особенности логопедической работы

Разделы: Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Все дети обучаемы. Только нужно знать, чему и как их учить.

Контингент общеобразовательной школы за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число неуспевающих детей с различными отклонениями в речевом развитии.

В течение последних нескольких лет в России отмечается стремительный рост численности детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) в системе образования. С 2017 года данный показатель вырос более чем в 2 раза. Согласно мониторингу 2020 года, общая численность обучающихся с РАС в России составила 32899 человек. Выявлена выраженная динамика увеличения численности по сравнению с 2019 годом (23093 человека) на 42%, а по сравнению с 2017 годом (15998 человек) - на 106%. Всероссийский мониторинг был проведен в 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета. Рост показателей связан с увеличением числа врачей-психиатров и детских психологов, прошедших дополнительное обучение по вопросам диагностики и терапии детей с РАС.

На сегодняшний день в городе Набережные Челны в четырех образовательных учреждениях экспериментально функционируют 4 инклюзивные площадки «Ресурсный класс»: 1 площадка в дошкольном образовательном учреждении и 3 площадки в средних образовательных школах. В связи с увеличением количества поступающих детей с ОВЗ, в наших школах отрыты экспериментальные инклюзивные площадки, где организована комплексная работа с детьми РАС.

Аутизм - заболевание центральной нервной системы, которая возникает вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующийся проявлением тотального дефицита социального взаимодействия, стереотипными движениями, сверхценными интересами.

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра - ребенок находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных учреждениях должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ), инвалидами, детьми-инвалидами, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность - качества, столь необходимые на сегодняшний день.

Обучение таких детей проводится по адаптированной основной общеобразовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Симптомы аутизма бывают явными и неявными. У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых нарушений, и самое главное среди них-нарушенное развитие коммуникативной функции речи. Независимо от срока появления речи и уровня её развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и близких для него людей. В тоже время у него может достаточно интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя».

Для изучения состояния речевой функции ребенка аутиста первоначально необходим сбор анамнеза. Важен анамнез речевого развития. Первую консультацию-знакомство с ребенком учитель-логопед проводит в июне месяце. По данным различных авторов выделяется от 3 до 10 этапов логопедического обследования. В своей работе мы используем пять этапов логопедического обследования ребенка:

  1. Ориентировочный.
  2. Диагностический (работа с ребенком).
  3. Аналитический (интерпретация полученных данных, формулирования заключения).
  4. Прогностический (прогноз будущего развития ребенка, необходимости повторных консультаций).
  5. Информирование родителей.

После комплексной углубленной диагностики специалистами школы обсуждается индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего обучения. Каждый специалист консилиума разрабатывает для ребенка с ОВЗ свою программу индивидуального сопровождения с учетом заключения и рекомендаций ПМПК, особых образовательных потребностей ученика, его возрастных и индивидуальных особенностей. На логопедические занятия зачисляются дети с разными уровнями недоразвития речи. Поэтому на каждого ребенка составляется индивидуальная программа коррекционной логопедической работы.

Изучая состояние речевой функции у аутичных детей прошлого и нынешнего года можно сделать вывод, что структура речевых нарушений у детей-аутистов при всем многообразии проявлений их специфичности все же во многом напоминает структуру речевых нарушений при сенсорной алалии и умственной отсталости. Всем детям аутистам свойственно - отсутствие или недостаточность способности к произвольному высказыванию, к ведению диалога. Особые трудности дети испытывают при формировании связной речи. В разной степени у них нарушено понимание обращенной речи, трудности в формировании фонематических представлений, нарушения слоговой структуры слов, есть нарушения в звукопроизношения и в формировании грамматического строя речи. С учетом этих специфических проявлений и строится коррекционная работа.

Следует заметить, что занятия должны проходить с логопедом-дефектологом. Логопед должен быть именно логопедом-дефектологом, потому что у детей аутистов страдает поведение. Очень часто они не понимают каких-то социальных взаимодействий, не чувствуют границ ситуации. И дефектолог приводит в порядок эту функцию у детей РАС. И таким образом развивает у них речевую функцию.

Коррекционно-развивающая программа, преодоление сенсорных нарушений. Важно правильно взаимодействовать с ребёнком. Одно из самых эффективных коррекций является холдинг-терапия. Холдинг-терапия - это когда ребёнка сажают на колени и начинают проговаривать с ним стишки и песенки. Включая все свое внимание на лицо, на артикуляцию. Чтобы ребенок развивал речевую функцию. Таким образом, идет эмоциональный контакт, которого так не хватает детям с расстройствами аутистического спектра.

При формировании речевой коммуникации у детей с аутизмом, логопедическая работа планируется по следующим разделам:

  1. Коррекция произносительной стороны речи.
  2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  3. Расширение и активизация словарного запаса.
  4. Формирование и развитие грамматического строя речи.
  5. Развитее связной речи.
  6. Развитие коммуникативных навыков.

На занятиях мы применяем разнообразные игровые методы и приемы в соответствие с уровнем развития ребенка. Используем много дидактических игр и пособий, способствующих развитию вербальной, сенсорной и зрительной памяти, расширению словарного запаса.

Особое внимание уделяется развитию связной речи и формированию навыков диалога. Большая доля в этой работе приходится на формирование навыков составления рассказов-описаний объектов, рассказов по сюжетным картинам, по серии картин и пересказов текстов по рисуночным схемам по планам и вопросам. Также эффективно использовать опорные картинки, опорные слова при работе со схемами, планами и вопросами. Для эффективности коррекционной логопедической работы необходимо использовать разнообразные словесные игры.

Можно выделить следующие группы словесных игр:

  • игры на установление правильного расположения картинок серии объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента;
  • игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок;
  • игры на воображение;
  • игры в «семантические абсурды»;
  • ассоциативные игры.

В рамках работы по формированию навыков связной речи и диалога важной задачей является развитие навыков интонирования, умения расставлять смысловые акценты.

Таким образом, соблюдая в коррекционно-логопедической работе принципы индивидуального подхода, комплексности, системности и преемственности позволит наиболее эффективно помочь каждому конкретному ребенку с особенностями. Ведь каждый ребенок имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения.

Литература

  1. Арущунова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М., 1999.
  2. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М., 1999.
  3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., 2000.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 2001.
  5. Рольбина Н.П. Логопедические занятия с ребенком, имеющим аутизм. - Аутизм и нарушения развития. №4(45). 2014.
  6. Сульженко О.Ю. Формирование речевой коммуникации у детей с аутизмом. - Аутизм и нарушения развития. №1(28). 2010.
  7. https://autism-frc.ru›education›monitoring
  8. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_logopedicheskoj_rabotyi_s_autichnyimi_detmi/
  9. https://cwf.com.ua/logopedicheskaya-rabota-s-autistami
  10. http://www.psychiatry.ru/userfiles/file/