Родительский клуб как модель групповой консультативной работы с семьями воспитанников с ТНР

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ТНР


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Для детей с нарушениями речи Н.В. Рыжова выделяет особые функции семьи характерные именно семьям воспитывающих детей с нарушениями речи:

  • Эмоционального принятия. В семьях, где принимают ребенка таким, каким бы он не был, у детей легче и быстрее формируется устойчивость к жизненным невзгодам, эмоциональная стабильность;
  • Коррекционно-образовательная функция. Участие родителей в процессе исправления нарушений речи просто необходимо, т.к. процесс образования не может ограничиваться лишь помощью специалистов ДОУ, что способствует созданию дома коррекционно-образовательной среды;
  • Реабилитационно-восстановительная. Родители обращаются к различным узконаправленным специалистам с целью получения рекомендаций по устранению нарушений и «стабилизации» психического состояния ребенка;
  • Социализирующая. Первой ступенью вхождения ребенка в социум является его адаптация в семье. Успешность этого процесса напрямую зависит от родителей и близких родственников, насколько правильно они реагируют на «речевые недостатки» ребенка и как они способствуют их преодолению, тем легче будет «вливание» ребенка в новый коллектив. Ориентиры на взаимоотношения с обществом, модели поведения, знания дают именно родители;
  • Адаптирующая. Родительская любовь и чуткость помогает перевести ребенка на более высокую ступень самостоятельности, даже в самых сложных случаях;
  • Личностно-ориентированого подхода. Родители видят то, что отличает их ребенка от других детей: индивидуальность, способности, потребности, самобытность. Помощь родителей заключается в выделении «наклонностей» ребенка и дальнейшей поддержке, помощи в развитии способностей таких детей;
  • Рекреационная. Проведение совместного отдыха с семьей, друзьями, близкими полезен не только ребенку, но и взрослым. Такие контакты способствуют раскрытию способностей детей и повышению жизненного тонуса.

В работе с детьми по преодолению речевого дефекта необходим комплексный подход, как специалистов, так и активное участие родителей.
В системе детско-родительских отношений, родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Исходя из этого, возникла идея создания родительского клуба в детском саду.

Цель которого - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества: родитель - ребенок, педагог - родитель, педагог - ребенок.

Задачи:

  • Расширение возможностей понимания и принятия своего ребенка;
  • Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • Активизация коммуникаций в семье;
  • Решение актуальных проблем воспитания ребенка с нарушениями в развитии речи;
  • Формирования мотивации родителей для организации правильной модели поведения в семье и активного взаимодействия со специалистами участвующими в коррекционном процессе.

Специфика работы с родителями разных возрастных групп:

  • Старший дошкольный возраст - игры, тренинги, семинары-практикумы, участие в совместных проектах, групповые и индивидуальные консультации

Схема «Направления и формы деятельности»

Методические средства, используемые в работе клуба

Групповая дискуссия - способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию нового, устраняет эмоциональную предвзятость.

Используются следующие виды групповых дискуссий:

  • Биографическая
  • Тематическая
  • Ориентация на взаимодействие
  • Анализ ситуаций
  • Ролевая
  • Психодрама
  • Информирование
  • Тренировка эффективного поведения (тренинг)
  • Проективное рисование
  • Психогимнастика
  • Музыкотерапия
  • Диагностические процедуры
  • Практикумы

Каждое занятие состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.

Оборудование и оснащение:

  • аудиозаписи для проведения релаксации, психогимнастики
  • фотоаппарат
  • канцелярские принадлежности
  • наглядные пособия
  • раздаточный материал (по количеству участников)

Помещение для занятий должно позволить расставить стулья для участников по кругу.

Результаты работы:

  • Результатом реализации данной работы станут изменения, произошедшие в общении родителей и детей. На качественно новый уровень должны подняться следующие умения родителей:
    • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
    • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
    • достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
    • выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
    • устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях;
    • приобретение уверенности в себе;
    • укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
    • обучение приемам саморегуляции психического состояния;
    • приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
    • формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
  • Умение анализировать свои действия и проявлять самокритичность по отношению к себе.
  • Умение правильно реагировать на действия ребенка и использовать сложившиеся ситуации в воспитательных целях.
  • Изменение стиля взаимодействия с детьми.