Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Важным условием, средством воспитания и личностного развития детей выступает исследовательская деятельность.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана, или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении можно и нужно начинать с самого детства. Ребенок рождается исследователем. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для дошкольника - важнейший источник получения представлений о мире.
Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей. Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, О.Б.Дыбина, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и других, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельность окажет на детей определенное воспитательное воздействие.
В процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.
Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т.д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Актуальность данной проблемы определила цель работы - формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Цель выдвигает последующие задачи:
- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
- Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
- Разработать методический продукт: авторская рабочая программа дополнительного образования «Любознайка»
Гипотеза заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию представлений о природе.
Работа по данной проблеме проводилась со всеми участниками образовательных отношений и строилась в три этапа:
Первый этап - диагностический, включал в себя проведение первичных диагностик с детьми старшей группы (16 человек) в начале учебного года.
- Мини-тест, разработанный авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. по определению уровня представлений о предметах и объектах неживой природе
- Методика Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности»
По результатам, проведенных исследований было выявлено, что у 62,5 % (10 человек) детей отмечался низкий уровень и 37,5% (6 человек) - средний уровень сформированности представлений о природе.
Наибольшее затруднение дети испытывали в составлении развернутого ответа на вопросы воспитателя о свойствах и назначении предметов из металла, стекла, пластмассы и проведения сравнительного анализа между свойствами предметов таких как: стекло и пластмасса, дерево и металл, песок и глина.
Кроме того, было выявлено, что при выборе деятельности воспитанниками экспериментальная деятельность занимает шестое место из шести предложенных.
Второй этап - формирующий
Направлен на организацию целенаправленной работы с воспитанниками, их родителями и педагогами в рамках заявленной темы:
Работа с воспитанниками заключалась в организации непосредственно-образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности, игровой деятельности, направленной на формирование представлений о природе посредством экспериментирования, а именно:
- дидактические игры
- целевые прогулки
- наблюдения
- занятия-экскурсии
Наблюдение - один из значимых методов ознакомления с явлениями природы. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Еще К.Д.Ушинский в свое время говорил, что наблюдения помогают ребенку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове.
Наблюдая, ребенок не только запечатлевает окружающее, но постепенно получает пояснения взрослых, которые помогают ему понять то, что он видит.
Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) - еще один необходимый метод ознакомления детей с явлениями неживой природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. И.Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» писал: «ознакомление с физическими явлениями дает оптимальные результаты только при постановке простейшего физического эксперимента - внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».
В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Проведенный в процессе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент дает детям более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления. Все это положительно влияет на мыслительный процесс.
Опытно-экспериментальная деятельность интегрируется с другими видами деятельности детей:
- ознакомление с художественной литературой;
- развлечения;
- сюжетно-ролевые игры;
- художественно-продуктивная;
- музыкальная.
При организации опытно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
- избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно и независимо;
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за них то, что они могут сделать сами;
- не спешить с вынесением оценочных суждений.
Структура проведения опытов-экспериментов:
- формулировка познавательной задачи;
- уточнение правил безопасности;
- выдвижение предположений;
- проверка гипотез;
- выводы, фиксация результатов.
Дидактические игры позволяют закрепить у детей раннее усвоенный материал, сформировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью, развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Были изготовлены дидактические игры, направленные на формирование представлений о природе у старших дошкольников:
- «Вершки и корешки»
- «Живое - неживое»
- «Узнай растение»
- «Что сначала, что потом»
- «Овощи - фрукты»
- «С какого дерева листок»
- «Полезные ископаемые»
- «Чей след»
- Животные и их детеныши»
- «Определи время года»
При организации экспериментальной деятельности использовалась как самостоятельно изготовленная картотека, так и уже готовая картотека.
Были также изготовлены картотеки, направленные на развитие экспериментальной деятельности:
- Опыты с водой
- Опыты с воздухом
- Опыты со светом
- Опыты с песком
Сделаны альбомы из серии «Мир на ладошке», направленные на развитие экспериментальной деятельности.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим был расширен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр пополнился разнообразным оборудованием:
- различные емкости;
- шприцы, трубочки;
- увеличительные стекла, лупы;
Предметно-развивающая среда была пополнена макетом солнечной планеты и фильтром для фильтрации жидкостей.
Таким образом, организация экспериментальной деятельности с детьми играет положительную роль на формирование представлений о природе. Отмечается повышение уровня развития любознательности (дети научились видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблемы, выделять существенные признаки, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять исследования, делать определенные выводы).
Работа с родителями воспитанников
Тема моего опыта работы освещалась на родительском собрании в форме деловой игры на тему «Учимся, играем, познаем», где был раскрыт вопрос о важности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проведена консультация на тему «Маленький исследователь», в которой был рассмотрен вопрос об играх-экспериментах.
В родительский уголок регулярно помещалась информация по теме опыта работы: «Детям о природе», «Элементарные опыты с водой», «Что нельзя и что нужно».
Кроме того, родители приняли участие в расширении развивающей предметно-пространственной среды группы. С их помощью центр экспериментирования был пополнен серией книг М. Султановой «Простые опыты», внесен макет солнечной системы.
Работа с педагогами
- Проведена консультация на тему «Уголок экспериментирования», на которой педагоги получили практические знания по содержание уголков детского экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей.
- Презентован альбом на тему «Волшебница-вода», в котором собран дидактический и наглядный материал по возрастным группам.
- Подготовлено выступление на педагогическом часе на тему «Экологическое моделирование», где был раскрыт вопрос о разных видах моделей при работе с детьми для успешного усвоения знаний об объектах природы, связях между ними.
- Организовано открытое мероприятие с детьми «Маленькие волшебники», где дети показали свои умения сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы в ходе экспериментальной деятельности с различными материалами и получило положительные отзывы коллег.
Третий этап - итоговый, позволил проследить динамику освоения детьми знаний по теме и выявить эффективность педагогических условий.
Результаты повторных диагностик в конце учебного года показали положительные результаты:
Направление Начало года старшей группы Конец года подготовительной к школе группы
Н.у. |
С.у. |
В.у. |
Н.у. |
С.у. |
В.у. |
|
Развитие представлений о природе |
62,5% |
37,5% |
0% |
0% |
12,5% |
87,5% |
Повторная диагностика по методике Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности» показала что, экспериментальная деятельность стала занимать у детей лидирующее место из всех предложенных.
Таким образом, планомерное проведение экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленное на формирование представлений о природе способствовало:
- повышение уровня развития любознательности (дети научились видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблемы, выделять существенные признаки, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять исследования, делать определенные выводы);
- речевому развитию (обогащение словарного запаса детей различными терминами, правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- развитию личностных характеристик (дети стали более инициативы, самостоятельны, научились сотрудничать с другими);
Поэтому, поэтапную и соответствующую возрастным особенностям детей работу по данному направлению можно считать эффективной. Поставленные ранее цели и задачи достигнуты, гипотеза подтвержде.