Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

Важным условием, средством воспитания и личностного развития детей выступает исследовательская деятельность.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана, или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении можно и нужно начинать с самого детства. Ребенок рождается исследователем. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для дошкольника - важнейший источник получения представлений о мире.

Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей. Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами исследовательской деятельности и экологического воспитания детей: С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, О.Б.Дыбина, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и других, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельность окажет на детей определенное воспитательное воздействие.

В процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.

Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т.д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Актуальность данной проблемы определила цель работы - формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Цель выдвигает последующие задачи:

  • Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
  • Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  • Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
  • Разработать методический продукт: авторская рабочая программа дополнительного образования «Любознайка»

Гипотеза заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию представлений о природе.

Работа по данной проблеме проводилась со всеми участниками образовательных отношений и строилась в три этапа:

Первый этап - диагностический, включал в себя проведение первичных диагностик с детьми старшей группы (16 человек) в начале учебного года.

  • Мини-тест, разработанный авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. по определению уровня представлений о предметах и объектах неживой природе
  • Методика Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности»

По результатам, проведенных исследований было выявлено, что у 62,5 % (10 человек) детей отмечался низкий уровень и 37,5% (6 человек) - средний уровень сформированности представлений о природе.

Наибольшее затруднение дети испытывали в составлении развернутого ответа на вопросы воспитателя о свойствах и назначении предметов из металла, стекла, пластмассы и проведения сравнительного анализа между свойствами предметов таких как: стекло и пластмасса, дерево и металл, песок и глина.

Кроме того, было выявлено, что при выборе деятельности воспитанниками экспериментальная деятельность занимает шестое место из шести предложенных.

Второй этап - формирующий

Направлен на организацию целенаправленной работы с воспитанниками, их родителями и педагогами в рамках заявленной темы:

Работа с воспитанниками заключалась в организации непосредственно-образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности, игровой деятельности, направленной на формирование представлений о природе посредством экспериментирования, а именно:

  • дидактические игры
  • целевые прогулки
  • наблюдения
  • занятия-экскурсии

Наблюдение - один из значимых методов ознакомления с явлениями природы. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Еще К.Д.Ушинский в свое время говорил, что наблюдения помогают ребенку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове.

Наблюдая, ребенок не только запечатлевает окружающее, но постепенно получает пояснения взрослых, которые помогают ему понять то, что он видит.

Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) - еще один необходимый метод ознакомления детей с явлениями неживой природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. И.Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» писал: «ознакомление с физическими явлениями дает оптимальные результаты только при постановке простейшего физического эксперимента - внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».

В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Проведенный в процессе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент дает детям более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления. Все это положительно влияет на мыслительный процесс.

Опытно-экспериментальная деятельность интегрируется с другими видами деятельности детей:

  • ознакомление с художественной литературой;
  • развлечения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • художественно-продуктивная;
  • музыкальная.

При организации опытно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

  • избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно и независимо;
  • не сдерживать инициативу детей;
  • не делать за них то, что они могут сделать сами;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений.

Структура проведения опытов-экспериментов:

  • формулировка познавательной задачи;
  • уточнение правил безопасности;
  • выдвижение предположений;
  • проверка гипотез;
  • выводы, фиксация результатов.

Дидактические игры позволяют закрепить у детей раннее усвоенный материал, сформировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью, развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Были изготовлены дидактические игры, направленные на формирование представлений о природе у старших дошкольников:

  • «Вершки и корешки»
  • «Живое - неживое»
  • «Узнай растение»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Овощи - фрукты»
  • «С какого дерева листок»
  • «Полезные ископаемые»
  • «Чей след»
  • Животные и их детеныши»
  • «Определи время года»

При организации экспериментальной деятельности использовалась как самостоятельно изготовленная картотека, так и уже готовая картотека.

Были также изготовлены картотеки, направленные на развитие экспериментальной деятельности:

  • Опыты с водой
  • Опыты с воздухом
  • Опыты со светом
  • Опыты с песком

Сделаны альбомы из серии «Мир на ладошке», направленные на развитие экспериментальной деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим был расширен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр пополнился разнообразным оборудованием:

  • различные емкости;
  • шприцы, трубочки;
  • увеличительные стекла, лупы;

Предметно-развивающая среда была пополнена макетом солнечной планеты и фильтром для фильтрации жидкостей.

Таким образом, организация экспериментальной деятельности с детьми играет положительную роль на формирование представлений о природе. Отмечается повышение уровня развития любознательности (дети научились видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблемы, выделять существенные признаки, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять исследования, делать определенные выводы).

Работа с родителями воспитанников

Тема моего опыта работы освещалась на родительском собрании в форме деловой игры на тему «Учимся, играем, познаем», где был раскрыт вопрос о важности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проведена консультация на тему «Маленький исследователь», в которой был рассмотрен вопрос об играх-экспериментах.

В родительский уголок регулярно помещалась информация по теме опыта работы: «Детям о природе», «Элементарные опыты с водой», «Что нельзя и что нужно».

Кроме того, родители приняли участие в расширении развивающей предметно-пространственной среды группы. С их помощью центр экспериментирования был пополнен серией книг М. Султановой «Простые опыты», внесен макет солнечной системы.

Работа с педагогами

  • Проведена консультация на тему «Уголок экспериментирования», на которой педагоги получили практические знания по содержание уголков детского экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей.
  • Презентован альбом на тему «Волшебница-вода», в котором собран дидактический и наглядный материал по возрастным группам.
  • Подготовлено выступление на педагогическом часе на тему «Экологическое моделирование», где был раскрыт вопрос о разных видах моделей при работе с детьми для успешного усвоения знаний об объектах природы, связях между ними.
  • Организовано открытое мероприятие с детьми «Маленькие волшебники», где дети показали свои умения сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы в ходе экспериментальной деятельности с различными материалами и получило положительные отзывы коллег.

Третий этап - итоговый, позволил проследить динамику освоения детьми знаний по теме и выявить эффективность педагогических условий.
Результаты повторных диагностик в конце учебного года показали положительные результаты:

Направление Начало года старшей группы Конец года подготовительной к школе группы

Н.у.

С.у.

В.у.

Н.у.

С.у.

В.у.

Развитие представлений о природе

62,5%

37,5%

0%

0%

12,5%

87,5%

Повторная диагностика по методике Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности» показала что, экспериментальная деятельность стала занимать у детей лидирующее место из всех предложенных.

Таким образом, планомерное проведение экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленное на формирование представлений о природе способствовало:

  • повышение уровня развития любознательности (дети научились видеть и определять проблему, ставить цель, решать проблемы, выделять существенные признаки, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять исследования, делать определенные выводы);
  • речевому развитию (обогащение словарного запаса детей различными терминами, правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
  • развитию личностных характеристик (дети стали более инициативы, самостоятельны, научились сотрудничать с другими);

Поэтому, поэтапную и соответствующую возрастным особенностям детей работу по данному направлению можно считать эффективной. Поставленные ранее цели и задачи достигнуты, гипотеза подтвержде.