Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование коммуникативных (вербальных и невербальных) навыков: смотреть в глаза, улыбаться.
- Формирование активного социального взаимодействия с педагогами.
- Уточнение и активизация словаря, формирование речевой и двигательной подражательности.
- Развитие ротового выдоха.
- Формирование сенсомоторных предпосылок к общению у детей с ТМНР.
- Развитие зрительного восприятия.
- Формирование понимания величины предметов.
- Формирование навыка соотнесения по величине.
- Формирование понимания и действия по инструкции.
- Развитие мелкой моторики, пинцетного захвата пальцами, зрительно-двигательной координации.
Оборудование: игрушка мишка, картинки «огород», «сад», «овощи», «фрукты», ёмкости с сыпучим материалом, игрушки «овощи-фрукты», Степашка, Хрюша, резиночки, губки поролоновые (разрезанные на мелкие части) красного и желтого цвета, пинцеты (2), кастрюлька, чашка, ёмкость с пенной водой, реалистичные и вырезанные по контуру изображения овощей и фруктов большие и маленькие, панно с большим и маленьким ящиками, макеты кастрюль (2 шт), рабочие листы с изображениями двух кастрюлек и наборы маленьких карточек с изображениями овощей и фруктов, клей-карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент
Коммуникативная игра с мишкой «Здравствуй, здравствуй, не зевай!»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Учитель-логопед показывает, что он и мишка рады ребенку. Стимулирует, чтобы ребенок тянул руки к мишке:
Здравствуй, здравствуй не зевай
и ладошки мне давай
2. Повторение
Логопед побуждает детей поздороваться с мишкой и сказать, кто хороший.
Учитель-логопед: «Кто у нас хороший? Рома хороший!» Ребёнок держит мишку за лапку левой рукой, а правой указывает на себя во время фразы «Рома хороший» и т.д. Если ребёнок левша, указательный жест он делает левой рукой.
3. Подведение к новой теме
На доске две картинки «Огород» и «Сад», под ними предметные картинки «овощи-фрукты».
У каждого ребёнка в руках предметная картинка (дублирующая те, что на доске). Ребёнок соотносит картинки и ставит их на доску в нужный ряд «Овощи», «Фрукты»
4. Пальчиковые игры
«Жёлтый, жёлтый наш лимон»
Взять пинцетом кусочек жёлтой губки (лимон), положить в чашку (каждый ребёнок) и выполнять движения в соответствии с текстом (все вместе).
Желтый-желтый наш лимон,
Кислым соком брызжет он.
В чай его положим.
Вместе с желтой кожей.
На первую строчку одноименные пальцы соединить подушечками - показать лимон, на вторую - пальцы резко развести в стороны, на третью строчку соединять большой, указательный, средний пальцы одной руки и «опускать лимон в чай», на четвертую - пальцы в том же положении, делать вращательные движения - «помешивать чай».
«Овощи»
Взять пинцетом кусочек красной губки (морковь), положить в кастрюльку (каждый ребёнок) и выполнять движения в соответствии с текстом (все вместе).
«Мы морковку порубили, порубили, порубили,
И в кастрюльку положили, посолили, поперчили.
Будет супчик овощной (хломаем в ладошки)
вкусный, сытный (гладим животик) и густой (показать класс - большой пальчик вверх)
5. Новая тема
Игры с учителем-логопедом.
Дети садятся за столы, там их ждут Степашка с Хрюшей.
Логопед под музыку поет песенку 1 детям:
Решил Степашка у нас погостить,
Чем же Степашку нам угостить?
Фруктами!
Логопед показывает вазу для фруктов (фруктовницу).
Сюда будем складывать фрукты для Степашки.
Логопед под музыку поет песенку 2 детям:
Решил Хрюша у нас погостить,
Чем же Хрюшу нам угостить?
Овощами!
Логопед показывает корзину для овощей.
Сюда будем складывать овощи для Хрюши.
А где же фрукты и овощи для Степашки и Хрюши? Вот они, но их надо почистить.
Дети снимают разноцветные резинки с игрушечных фруктов и овощей и раскладывают для Степашки и Хрюши в вазу и корзину.
6. Игра «Большой-маленький»
Дети сидят на скамеечках, перед ними доска с панно, на котором изображены большой и маленький ящики. В ящиках сделаны прорези-кармашки. Дефектолог каждому ребенку раздает по паре одинаковых картинок овощей разной величины. Дети по очереди подходят к ящикам и раскладывают в них овощи в соответствии с размером.
7. Игра «Суп и компот»
Дети рассаживаются за столы, перед ними разложены рабочие листы с изображениями двух кастрюлек и разрезанные маленькие карточки с овощами и фруктами. У дефектолога на доске два макета кастрюль, расположенные друг над другом. Он предлагает детям «сварить» суп и компот. Показывает, например, один из фруктов, просит детей найти у себя такой же и наклеить его в указанную кастрюльку (верхнюю или нижнюю). Вместе с педагогом дети «наполняют» свои кастрюльки.
8. Закрепление знаний по новой теме
Дети подходят к ёмкости с сыпучим наполнением, в которой спрятаны овощи и фрукты. Ребёнку надо достать один предмет и покормить голодную корову (игрушка рукавичка).
Побуждаем к речи ребёнка:
Корова: Дай!
Ребёнок: На!
Корова: Ам, Ам, Ам! Спасибо.
9. Дыхательное упражнение
Корова не все фрукты и овощи съела, посмотрите, что это осталось?
Это БАНАН.
Игра с пеной: на ладошке у логопеда пена: на слог Ба, сдуваем пену (часть пены разлетается), на слог НАН хлопнуть ладошкой по оставшейся пене.
Если ребёнок позволит положить пену себе на ладошку, то кладём ему!
10. Итог
Логопед и мишка выражают удовольствие от участия в занятии каждого ребенка. Хвалят детей. Логопед предлагает детям попрощаться с мишкой, побуждая их повторить «СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ», помахать ручкой и сказать «пока»!