Формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через дидактические игры

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, дидактическая игра


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Как нам всем известно современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению.

Дошкольники пока не знают, что математика трудная дисциплина. Они проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, способствуют формированию понятий. Но интерес этот спонтанный. Многие страшатся неудач, некоторые имеют определенный запас заученных знаний, который очень быстро кончается. У ребят просто не сформированы собственные умения продуктивно мыслить. А это очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой» и нежелании ею заниматься.

В подготовительной группе происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы - ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.

При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.)

В этом возрасте продолжают широко использовать наглядность, но меняется характер самих пособий. Предметы заменяются их изображениями, условными обозначениями, таблицами, схемами, а также детям предъявляют предметы, отличающиеся все большим количеством признаков: цветом, размером, формой, разным расположением.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности (НОД). Педагог пользуется в основном методами и сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всей деятельности, в игровой форме его заканчивает.

Упражнения с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Активность внутреннюю, мыслительную удается вызвать разнообразными приемами активизации, которые в свою очередь зависят от цели, содержания обучения, степени усвоения учебного материала. К ним относятся: - умелое применение дидактических приемов сравнения, противопоставления, обобщения; - опора на имеющийся опыт детей, мобилизация знаний, чувственного опыта на выполнение задания - доступная мотивация дидактических упражнений, формирование интереса, положительного отношения к содержанию обучения.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно выделить в самостоятельную задачу. Она включает в себя:

  • Формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний;
  • Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии.
  • Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

При организации игр с детьми необходимо создать следующие условия:

1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком уважительное отношение к его чувствам и потребностям

2. Необходимо поддерживать индивидуальную инициативу детей через:

  • создание условий для свободного выбора игр, участников игры;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
  • поддержке детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;

3. Создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми;

  • развития умений детей играть в группе сверстников
  • обеспечить поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечив игровое время и пространство.

Игровой, занимательный математический материал:

  • логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
  • игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала - счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур;
  • игры-головоломки («Пифагор», «Танграмм», «Колумбово яйцо»), кубики «Сложи узор»;
  • дидактические игры.

Логические игры, задачи, упражнения:

  • с блоками, кубиками на включение, нахождение;
  • игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие);
  • игры с цветными крышками, шашки, шахматы;
  • словесные;
  • блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Остановимся на некоторых из них.

Игры со счетными палочками.

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю. Краткий экскурс в историю: Игра со счетными палочками имеет древние корни. Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.

Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.

Головоломки.

Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у дошкольников определенных учебных навыков и выработка методов передачи их конкретной информации. Все это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью. Я стараюсь развивать у детей эти способности в игровой, увлекательной для них форме. Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

Практическая деятельность.

«Найди две части одного круга».

«Развертка» - прямоугольный лист сложен втрое гармошкой таким образом, что образуется один квадрат, состоящий из трех слоев. В этом квадрате делается определенный вырез, как в рисунке-образце. Если лист развернуть, то уже на всем листе будут видны вырезы, образующие определенный узор. Только один из 5 вариантов верный. Какой?

Детям старшего дошкольного возраста могу предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры:

  • квадрата - в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»;
  • прямоугольника - в играх «Пентамино», «Сфинкс»;
  • овала - в игре «Колумбово яйцо»;
  • круга - в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.

Практическая деятельность.

Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:

  • Задачи на построение простых фигур:
    • Например, построить треугольник из 6 палочек.
  • Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
    • Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
    • Задачи на преобразование фигур:
    • Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
    • Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
    • Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
    • Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
  • Задачки-шутки.
    • Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Практическая деятельность.

  1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
  2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
  3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
  4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
  7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
  8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

В разделе «Количество и счет», уместны следующие дидактические игры:

  • «Чет - нечет»;
  • «Сколько нас без одного?»;
  • «Какое число я задумала?»;
  • «Назови число на единицу больше - меньше»;
  • «Кто знает, пусть дальше считает»;
  • «Какие числа пропущены?»;
  • «Назови соседей».

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Волшебные фигуры. Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого, детям очень нравится играть в дидактические игры:

  • «Назови лишнюю фигуру»;
  • «Подбери заплатку»;
  • «Найди крышку каждой коробочке»;
  • «Геометрическое лото»;
  • «Назови фигуры».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т.д.

На развитие наблюдательности у детей можно использовать серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т.п.

Для закрепления понятия «величина» - серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

Заключение

Обучение математике детей старшего дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от педагога, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Список литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М., Просвещение, 1984.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1989.
  3. Логинова В.И. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
  4. Нищева Н.Г. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
  5. Нищева Н.Г. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт- Петербург, «Детство-Пресс» 2008.
  7. Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. - М., Творческий центр «Сфера», 2010.