Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: адаптация первоклассников, адаптации детей к школе


Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.

Это не только новые условия жизни и деятельности - это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью.

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации - приспособление (привыкание) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям - будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе.

При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общения со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

  • Показатель интеллектуального развития - несет в себе информацию о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.
  • Показатель эмоционального развития - отражает уровень эмоционально-экспресивного развития ребенка, его личностный рост.
  • Показатель сформированности коммуникативных навыков.

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы.

К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

  • адекватную самооценку своего положения ребенком;
  • правильные методы воспитания в семье;
  • отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
  • благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

  • неправильные методы воспитания в семье;
  • функциональную неготовность к обучению в школе;
  • неудовлетворенность в общении со взрослыми;
  • неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. Специалистами были выявлены три уровня социально-психологической адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. Характеристика ребенка с высоким уровнем адаптации соответствует характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет (сформированная произвольность, учебная мотивация, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки). Исходя из данных некоторых исследований, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню адаптации в силу несформированности произвольности поведения, низкой способности к обобщению, игровой мотивации.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Признаки успешной адаптации:

  • Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  • Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию.
  • Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы родительской помощи и постепенно уменьшать их.
  • Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями содноклассниками и учителем.
  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и учителя, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

А что представляет собой школьная дезадаптация? Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

Так как обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его детстве, процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание. Важно как можно раньше определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Учителю очень важно знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая успешность всего педагогического процесса.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

В классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.Один из действенных приёмов - общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Достаточно большое количество детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. А дети, получившие семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

В условиях работы по ФГОС второго поколения мне приходится использовать новые методы и приёмы обучения, новые формы организации учебного процесса, которые позволяют научить ребёнка: учиться самостоятельно, оценивать свои успехи; формировать у учащихся универсальные учебные действия. С целью преодоления трудностей в адаптации учащихся к школе в своей работе стараюсь регулярно использовать ИКТ, дидактические игры и игровые приёмы, которые помогают снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока, регулярно провожу во время уроков физкультминутки, разрешаю детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно.

С целью стимулирования активности детей использую различные приёмы поощрения за правильные ответы, успешное выполнение заданий, включая поведение ученика на уроке. Мне удалось «расшевелить молчунов», успокоить некоторых «непосед».

Рассматривая физиологическую сторону адаптации к школе, учитель должен понимать, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. Вообще, с началом обучения удельный объём нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребёнка. Высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, порой тоже замедляет адаптацию, мешает адекватно приспособиться. В соответствии с этим учителя строят весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка.

Особое место в работе над проблемой адаптации в школе отводится работе с родителями, т.к. от недооценки воспитательных возможностей современной семьи с её различными материальными, культурными, образовательными и психологическими уровнями, страдает в первую очередь первоклассник. Многие родители заблуждаются, считая, что готовность ребёнка к школьному обучению выражается в уровне умственного развития.

Родители часто не осознают всей сложности адаптационного периода, а незнание и форсирование нагрузки с их стороны ещё больше усложняет и без того столь непростой период. Несоответствие требований родителей и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям функционального состояния ЦНС, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. На родительских собраниях проведены анкетирование и беседы «Учебные нагрузки первоклассника», «Организация обучения первоклассника в период адаптациии», родители ознакомлены с рекомендациями по организации дня, рабочего места, системе питания первоклассника.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе. И учителя, и родители, в равной мере, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка. Очень важно своевременно сформировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать её в развлекательном ракурсе. Ребёнок уже в начале обучения должен усвоить:

Школа - это то, что тебе нужно!
Школа - это очень интересно!
Школа - это всегда трудно!

Приложения