Кто такие одаренные дети? В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. Я придерживаюсь классификации известного специалиста в области детской одаренности Н.С.Лейтеса, выделяющего три категории детей, которых принято обычно называть одаренными:
- Дети с высоким уровнем интеллекта.
- Дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (олимпиада).
- Дети с высокой креативностью, т.е. если ребенок показал высокие результаты хотя бы по одному из параметров, его следует считать одаренным.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Но я не пользуюсь определённой программой. Использую наблюдения, беседы с родителями, узкими специалистами. В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях:
- Через учебный процесс и внеурочную деятельность;
- По интересам самих учащихся.
Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК «Школа России», так же использую элементы развивающих методик (Занков). В стремлении реализовать идеи авторов этих программ, я пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, вызвать интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой - надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучаю индивидуально - личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента.
На уроках я работаю над созданием творческой атмосферы, постоянно обращаюсь к личному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. Ученик должен иметь возможность максимально использовать свой опыт, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Урок - это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению . Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Очень любят дети читать по ролям (такая работа идёт в группе) Готовясь дома, учащиеся выбирают себе роли в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам одно: стараться передать голосом чувства и настроение героев произведения.
Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения (используя маски). Здесь - полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Сейчас ребята готовятся к выступлению перед воспитанниками д/сада. Цель: познакомить детей д/с с творчеством Корнея Чуковского, приобщить ребят к детской книге, проявить свои творческие возможности раскрыть себя.
Участвуем с детьми в конкурсах «Лучший чтец», «Лукоморье», «Калейдоскоп талантов», «Войны 20 века - зияющая рана России». Каждый в классе ведёт свой читательский дневник. Такая работа расширяет кругозор детей, пополняет словарный запас, обогащает речь. Результат такой работы все наши внеклассные мероприятия: праздники, интеллектуальные игры. Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем задачи повышенной сложности, головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить. Во внеурочной деятельности замечаю, отслеживаю детей математического склада ума Кружок« Логика».
Исходя из этого, мои ученики проявляют таланты и реализуют свои способности в конкурсах, олимпиадах. Занимают призовые места.
Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных проблемных ситуаций и наблюдений . Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель - ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.
На уроках русского языка я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности.
Например:
- 1 группа: находят в предложении только главные члены;
- 2 группа: задание 1 гр. и находят второстепенные члены;
- 3 группа: задание 1 гр., 2 гр. и определяют части речи.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы - умению учиться.
(Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления - преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.)
Работаем над проектами в группах, индивидуально. Наши проекты «Весёлые рифмы», «Происхождение моей фамилии», т.д. Дети умеют работать с разными источниками, добывать нужную информацию. Пробуем писать сочинения.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини- исследования, рисуют знаки, своими руками изготавливают пособия.
Участие в проекте «Путешествие по Греции», «Загадочная Япония» показало стремление ребят 3-4 классов открывать, исследовать культуру, образ жизни людей разных стран и обычаев.
Дети с удовольствием принимают участие в дистанционных и краевых конкурсах: «Край родной, где я живу», «Экология города», «Волшебный мир цветов», «Животные вокруг нас», «Мой любимец», «Портрет моего питомца».
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям - носителям этих традиций. Конкурсы «Золотые ручки (первые шаги), «Валентинов День», «Символ года», «Лучшая кормушка», «Снежинка» «Любимому учителю» -1-2-3 места, лауреаты.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию - быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты и в играх разного уровня таких, как «Эму эрудит», «Эму специалист», «Русский медвежонок», «Спасатели», «Муравейник» , «Золотое руно».
И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей.
Мне очень помогают в работе с одаренными детьми их собственные интересы и склонности. Это можно реализовать через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.
Особая роль принадлежит родителям.
Но для этого иногда приходится поработать с родителями, предлагаю родителям определить ребёнка либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т.д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
- беседы;
- игры;
- наблюдения;
- поисковые эксперименты;
- походы и экскурсии;
- конкурсы;
- турниры;
- собеседования;
- олимпиады;
- индивидуальные занятия;
- художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!" (Л.Н.Толстой).