Критическое мышление как средство модернизации обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, критическое мышление


«Там, где думают одинаково-
Никто не думает слишком много…»
Уолтер Липпма

Качественное образование - это главный фактор успешности государства в целом, и человека в частности. Именно качественное образование позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, который у каждого уникален. Именно на качественное образование надеются родители, которые хотят видеть своих детей подготовленными к жизни; именно к нему стремятся дети, мечтающие найти свое место в жизни, быть образованными и конкурентоспособными.

Нынешние дети приходят в школу с желанием действовать, причем действовать успешно.

Они стремятся не просто слушать учителя, как это было раньше, а задавать вопросы, обсуждать проблемы, принимать решения, придумывать, фантазировать. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то обучение будет успешным, а полученные знания - качественными.

Одной из технологий, которая помогает ученику не только усвоить полный объем знаний, но и способствует развитию его личностных качеств, является технология формирования и развития критического мышления.

В последние несколько лет в своей педагогической практике активно использую данную технологию.

Вся работа в этом направлении наводит на самое главное - создать на уроке условия, помогающие обучающимся самим добывать знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, ранее неизвестное.

Таким образом, у ребят формируется комплекс медиа образовательных умений.

В основе данной технологии - трехфазовая структура урока:

  • Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);
  • Осмысление содержания (получение новой информации);
  • Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

На фазе вызова главную роль играет приём новизны. Здесь учащихся нужно заинтересовать сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, кроется что-то новое. Очень часто использую на своих уроках географии прием «Удивляй».

Например, урок « Осадки» в 4 классе зимой начала с небольшого рассказа:

«Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде, и самое интересное, что это был правдивый рассказ. А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств»

Весьма действенным может стать прием «Да-нетка».

Загадываю нечто (географический объект, географическое явление и т.д.). Ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечаю словами «да», «нет».

Например, на уроке по теме «Планеты Солнечной системы» загадывается определенная планета и ребята начинают задавать уточняющие вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета -гигант? - да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? - нет;
  • Это самая большая планета? - да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Иногда хорошую роль может сыграть прием «Фантастическая добавка».

Данный прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету, изменить значение какого-то параметра, который обычно остаётся неизменным, придумать фантастическое животное и перенести его в современное время и т.д.

Приведу один из примеров использования этого приема при изучении в 7 классе темы «Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле».

Итак, задача: «В один из прекрасных дней, на Земле исчезла гравитация, вследствие чего вся атмосфера ушла в космос. Что смогут придумать люди, чтобы выжить в этих условиях?». Дальше дети начинают рассуждать и выдвигать свои идеи и гипотезы.

Самый беспроигрышный вариант - это юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активизируют внимание и мышление (например, известная географическая задача про пингвина, аквалангиста, полярника и покорителя Эвереста). Однако смешная история, рассказанная не к месту, будет только помехой и может испортить все.

На фазе осмысления использую следующие приемы и методы.

Кластеры - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

  • Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «Планеты и её спутники»).
  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Например, при изучении темы «Ветер». В форме кластера ребята рассмотрели причины образования ветра. Отметили их на логической опоре (Рисунок 1):

Рисунок 1

По ходу дальнейшего изучения темы урока, «спутники» начинают дальше прирастать к кластеру (Рисунок 2).

Рисунок 2

Ребята с удовольствием «лепят» и рисуют подобные кластеры, что повышает их интерес к предмету.

Формирование критического мышления у учащихся важно осуществлять с помощью групповой учебной деятельности. Ведь одним из требований успешной адаптации выпускника школы в обществе является умение работать в коллективе.

Работая в группе, каждый ребенок имеет возможность внести свой вклад в выполнение задачи, поставленной на уроке. Он должен чётко осознавать собственный вклад в работу группы и понимать свою значимость для достижения положительного результата.

Я предпочитаю группы, где собраны учащиеся с разным уровнем знаний и умений. В таких группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен мнениями, слабые ученики выполняют по объему задания на 20-30% больше, чем в группах, где ученики имеют одинаковый уровень знаний.

Кроме этих приемов, использую также «Реклама», «Фишбоум» (рыбный скелет), «Сенкан» и другие.

Для организации самостоятельной и внеклассной работы учащихся использую информационно-коммуникационные технологии. Формирую у ребят умения узнавать информацию, составлять презентации, исследовательские проекты. Так ученики 3 класса работали над исследовательскими проектами «Природа моего района», а в 4 классе - «Исследование проблем Новоникулинского заказника.

В проектах собраны сведения, фотографии, таблицы, схемы, выполненные практические задания.

Очень важным элементом каждого урока, бесспорно, является оценка результатов работы. Значительное внимание я уделяю самооценке деятельности учеников на уроке. Работая в группах, дети всегда заполняют «Лист самооценки», куда заносят баллы, полученные в ходе учебной деятельности. Применяя этот метод, я узнаю много нового и интересного о детях, о себе, о своих уроках, своём предмете, об отношении учеников к тому, что происходит на занятиях.

Перепутанные логические цепочки- еще один популярный приём данной технологии.

Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. Пример (Рисунок 3):

Рисунок 3

Восстановление перепутанной логической цепочки. (Правильный ответ: 2-1-4-3-5)

На фазе рефлексии также можно использовать разнообразные методы и приёмы. С большим удовольствием ученики составляют синквейны.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах; реже как коллективное творчество. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, способа оценки понятийного багажа учащихся, средства развития творческой выразительности.

Пример синквейна:

Река
равнинная, горная
течёт, шумит, несет
Река - объект неживой природы
Течение

Таким образом, технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.