Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
- определить задачи ДОО в области подготовки детей к обучению грамоте;
- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
- уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
1. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема этой части семинара: «Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи».
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального характера. Родители хотят научить своих детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приёме детей в школы предпочтение отдают уже читающим детям.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте - чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота».
Грамота - базовые правила чтения и написания текстов на каком-либо языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, применительно к ДОО, считается правильным использование термина «подготовка к обучению грамоте».
2. В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Речевое развитие включает:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.
Подготовка к обучению грамоте - первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
3. Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
- знакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова, сопоставлять слова по звуковому составу;
- знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для их обозначения;
- научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные);
- научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: достаточный уровень развития фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.
Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Торопливость на данном этапе не уместна. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями для ребенка в школе.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Рассмотрим основные понятия, необходимые для работы по подготовке к обучению грамоте, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква» и разберемся в этих понятиях.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, буквы видим (читаем) и пишем)
- Какие звуки называются гласными? (В образовании гласных звуков участвует только голос. Вообще правильно говорить не "гласные буквы", а "буквы гласных звуков", но в школьной практике принято так называть.)
- Сколько гласных звуков? Назовите их. (6 - а,о,у,и,ы,э)
- Какие звуки называются согласными? (В образовании согласных участвует только шум (глухие согласные), или голос и шум. Если шум преобладает над голосом получаются звонкие согласные, если голос над шумом - сонорные)
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие? (всегда твёрдые согласные это [ж], [ш], [ц]; всегда мягкие согласные: [й'], [ч'], [щ'])
- Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
- Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, связанных по смыслу)
5. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематических процессов:
Фонематический слух - способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Этот термин был введен Л.С.Выготским.
Как проверить, развит ли он у ребенка.
- Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки.
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.
Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.
На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.
Д.Б.Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.
Отвечает на вопросы:
- Сколько слогов в слове «сок»?
- Сколько в нем звуков?
- Какой согласный звук стоит в конце слова?
- Какой гласный звук в середине слова?
Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Позже Д.Б.Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем звуковой анализ.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
- слова из двух гласных (ау, уа);
- слова из двух звуков (ум, ах, ус);
- слова из трех звуков (дым, мир);
- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
- слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Слова для звукового анализа даются только те, написание которых не расходится с их произношением.
Подумайте и выберите слова, подходящие для звукового анализа:
мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, малина, сад.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
- Произнеси слово и послушай его.
- Произнеси слово по слогам
- Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук фишкой.
- Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
- Третий звук и т.д.
- Прочитай по фишкам слово целиком.
- Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
6. Рассмотрим примерную структуру НОД по подготовке к обучению грамоте.
1. Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога - включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета "Прогулка по лесу" начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек - холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
2. Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.
3. Сообщение новой темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
4. Характеристика звуков по акустическим признакам.
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточняются акустические признаки звуков: гласный - согласный, согласный мягкий - твердый, звонкий - глухой;
- звуки обозначаются цветными символами.
5. Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.
Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.
6. Физминутка.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:
- в снятии усталости напряжения;
- во внесении эмоционального заряда;
- в совершенствовании общей моторики;
- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
7. Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют печатную букву. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
8. Формирование навыков чтения и печатания.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?
9. Подводится итог занятия.
Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т.д.
Вам предложен примерный план НОД по подготовке к обучению грамоте, но занятие может включать в себя и другие разделы, такие как: деление слов на слоги, составление предложения.
7. Рефлексия
- Что интересного вы узнали сегодня?
- Что планируете использовать в своей дальнейшей работе?