Особенности организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, дети с расстройствами аутистического спектра


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Приказом Комитета образования и науки от 24.03.2014 №99 «Об утверждении плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования» школа №9 определена как учреждение, в котором будут обеспечены условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с расстройствами аутистического спектра.

С 02.09.2019г. в МАОУ МО г. Нягань «НОШ №9» по заключению территориальной ПМПК обучается ребенок с РАС по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, вариант 8.1 ФГОС обучающихся с ОВЗ по очной форме в условиях инклюзивного обучения. На данный момент ребенок обучается в 4 классе.

Кроме потребностей, которые свойственны детям с ОВЗ, у детей с РАС существуют специфические потребности:

  • постепенное и дозированное введение ребенка в ситуацию обучения в классе на начальном этапе обучения;
  • наличие структурированной пространственно-временной среды (наличие комнаты отдыха, обеспечивающей возможность вывода ребенка с РАС из напряженной ситуации, постоянное место в классной комнате);
  • дозированная поддержка организации пребывания ребенка в школе тьютором;
  • коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков, связанная с трудностями в переодевании, посещении столовой, туалета;
  • специальная организация перемены с созданием условий для отдыха ребенка с РАС и постепенным вовлечением в общение с одноклассниками;
  • создание комфортных эмоциональных условий обучения: ровный тон учителя на уроке, без перепадов и резкой смены настроения, предсказуемость и упорядоченность;
  • специальная поддержка в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации (выразить свое отношение, согласие или отказ, поделиться впечатлениями, обратиться за помощью);
  • индивидуальные занятия с педагогом для отработки форм адекватного учебного поведения, умения вступать в общение с педагогами и учениками;
  • специальная коррекционная работа по осмыслению и упорядочиванию индивидуального жизненного опыта.

В работе с ребенком с РАС в нашей школе созданы специальные условия.

Организация образовательного пространства: организована зона индивидуальной работы и отдыха (игровая комната рядом с классом), зона релаксации и для отработки форм развития коммуникации (комната работы с психологом), зона для развития речи (комната работы с логопедом).

Кадровые условия: в процессе обучения ребенка с РАС ведется комплексное сопровождение, которое состоит в систематической работе педагога, психолога, тьютора, логопеда, дефектолога, социального педагога. Такое сотрудничество позволяет вырабатывать и реализовывать единую стратегию развития ребенка с ОВЗ и организацию поддержки его семье. Изучение методической литературы, курсовая подготовка позволили познакомиться со спецификой образовательных потребностей детей с РАС.

Повышение качества образовательного процесса.

Одним из наиболее важных условий для эффективного проведения занятий является создание поддерживающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающегося с РАС. В нашей школе создана среда, ориентированная на особенности конкретного ребенка:

  • четкая пространственно-временная организация учебного процесса и минимизация визуальных и звуковых стимулов, учитывающая истощаемость и сенсорную гиперчувствительность детей с РАС;
  • постоянство и предсказуемость;
  • предусмотрено присутствие на занятиях тьютора, который хорошо знает обучающегося с РАС и может поддержать его при возникновении сложной для ребенка ситуации (конфликтной, новой и др.).

Комплекс наглядных методов обучения и воспитания:

  • Визуализация режима дня и плана урока: расписание и план позволяет ребенку с РАС структурировать поведение, упорядочить деятельности ребенка с РАС на уроке и избежать многих страхов.
  • Наглядное подкрепление учебной информации и инструкций: весь учебный материал подкрепляется визуальным рядом, соединение абстрактных понятий с образами и символами, визуализация произнесенных терминов.
  • Использование образцов выполнения: процесс научения начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата, моделирования действия (демонстрация того, как должно выглядеть действие), образец ответа (пример ответа на вопрос).
  • Визуализация правил поведения на уроке для более успешной адаптации к школьным правилам, должны быть только актуальные на данный период времени правила;
  • Социальные истории, сопровождающиеся рисунками и фотографиями, которые показывают пример поведения в социальном взаимодействии.

Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.

  • Индивидуальная корректировка объема задания;
  • Помощь в переходах от одной деятельности к другой, чтобы избежать стресс и чувство дезориентации.
  • Побуждение к самостоятельному поиску информации. Ребенок с РАС затрудняется в проявлении инициативы.
  • Обучение работе в паре, в группе, так как общение в группе предъявляют дополнительные требования к ребенку с РАС:

Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.

  • Адаптация устной речи. Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра: избегать ироничных выражений;
  • Работа над обогащением словаря: необходимо специальное обучение абстрактным понятиям;
  • Обучение ответам на вопросы: не использовать перефразирование, предлагать короткие и четкие ответы на вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни; предлагать ответить на тот же вопрос несколько раз в течение дня, чтобы помочь усвоить схему ответа;
  • Адаптация текстов: упрощение должно быть не только по форме, а по акцентированию значимых для осмысленного восприятия текста понятий, связей, дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов.

Применение информационных технологий и технических средств обучения детьми с РАС:

  • комфортное пространство для коммуникации;
  • упорядоченность в компьютерных программах повышает эффективность учебного процесса в работе с детьми с РАС;
  • трудности овладения письмом для таких детей могут быть разрешены с помощью программы Word.

Развитие коммуникации у детей с РАС.

Главной проблемой детей с РАС -это нарушение коммуникативных навыков, они не могут выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с РАС возникают трудности - зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию, раздражительность и т.д.

Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных аспектах. Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально. У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это эхолалия, и она часто не является коммуникацией.

Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. У типично развивающихся детей формирование разных коммуникативных функций происходит в процессе общения. Детям с РАС для их развития нередко может понадобиться специальная помощь.

Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками.

Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть взаимной, а для этого ему нужна дополнительная мотивация.

Некоторым детям с РАС нелегко передавать сообщения о чем-то абстрактном и не присутствующем в поле зрения; они с трудом различают события прошлого и будущего. Им может понадобиться дополнительная помощь, чтобы рассказать в данной конкретной ситуации о другой ситуации. В таких случаях хорошо работают зрительные подсказки-напоминания.

Социальная коммуникация, как один из ключевых дефицитов, одинаково трудна для всех детей с РАС, включая тех, у кого хорошо развиты речевые навыки. Выражение чувств и понимание точки зрения других людей требуют обучения в специальных игровых ситуациях («Представь, что ты…»).

Ключевое условие успешной коммуникации - умение говорить по очереди, которое также нередко приходится отрабатывать на примере различных ситуаций.

Результативность методов и технологий, применяемых в работе с детьми с РАС:

  • у учащегося с РАС наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей в соответствии с особенностями развития; наблюдается устойчивая положительная динамика эмоционально-личностного развития ребенка; положительная динамика социально-психологической адаптации учащегося с РАС: повысился уровень социальных контактов, взаимодействия с одноклассниками, с учителем, уровень эффективности учебной деятельности, что говорит о результативности методов и технологий, применяемых в работе с детьми с РАС;
  • ученик вовлечен в работу школьных и городских кружков;
  • учащийся с РАС, вместе с учащимися класса, принимает активное участие в школьных, городских, региональных конкурсах;
  • по результатам внешней оценки родителей, в школе создан благоприятный психологический климат, качество преподавания оценено на достаточно хорошем уровне.

Выводы: учет особенностей организации образовательного процесса позволяют достигать положительной динамики качества усвоения адаптированной программы, необходимо продолжать работу по адаптации и социализации ребенка.

Рекомендации: использовать методы и технологии в работе с ребенком с РАС, учитывая индивидуальные образовательные потребности.

Список литературы

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие МГППУ. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2016.
  2. Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы. М.: ПУ «Первое сентября», 2014.
  3. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015.
  4. Черкасская Е.Н. Детский аутизм, или как помочь «особому» ребенку. М.: ПУ «Первое сентября», 2017.
  5. Староверова М.С. Инклюзивное образование. М.: ВЛАДОС, 2011.