Актуализация знаний
Уч-ль: Познакомьтесь с содержанием слайда Проанализируйте заданное стихотворение (синквейн), определите недостающую часть и заполните е-е. Таким образом вы определите ключевое слово нашего сегодняшнего урока.
Уч-к: В стихотворении пропущено слово басня, а значит оно и будет ключевым словом урока.
Уч-ль: Какие слова в синквейне особенно помогли вам?
Уч-к: Ответы детей.
Уч-ль: Опираясь на синквейн, дайте определение, что такое басня.
Уч-к: Литературное произведение нравоучительного характера.
Уч-ль: А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни. Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни?
Уч-к: Показать человеческие недостатки, смеяться над ними.
Уч-ль: А какие недостатки могут быть у людей?
Уч-к: У людей могут быть такие недостатки: лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность...
Уч-ль: Кто чаще всего является героями басен?
Уч-к: Героями басен чаще всего являются животные.
Уч-ль: На какое литературное произведение басня похожа?
Уч-к: Басня похожа на сказку.
Уч-ль: А чем басня отличается от сказки?
Уч-к: В баснях есть мораль.
Уч-ль: А что такое мораль?
Уч-к: Мораль - это нравоучение, совет.
Уч-ль: Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня?
Уч-к: Басня состоит из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части - мораль.
Уч-ль: Дадим более полное определение басни.
Уч-к: Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Уч-ль: Прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей называется аллегория (иносказание).
Формулирование учащимися темы и цели урока
Уч-ль: Познакомьтесь с содержанием слайда. Подумайте по каким двум признакам можно объединить данные карточки и в связи с этим сформулируйте 1 часть темы урока.
Уч-к: Эти карточки можно объединить, во-первых так как это названия басен, а во-вторых, что их написал Иван Андреевич Крылов. А значит первая часть темы: басня И.А.Крылова.
Уч-ль: Первую часть темы вы определи правильно - басня И.А.Крылова. Теперь определим название. Для этого познакомьтесь со следующей записью. По какому признаку можно объединить данные карточки?
Уч-к: Записи на этих карточках являются моралями басен Крылова.
Уч-ль: Как вы думаете, какое я хочу предложить вам задание?
Уч-к: Вы хотите предложить нам задание подобрать к басне соответствующую мораль.
Уч-ль: Верно. Выполните это задание. И сформулируйте тему урока полностью, аргументируя свой ответ.
Уч-к: Тема урока: басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей", так как именно к этой басне мы не смогли подобрать мораль.
Уч-ль: Поставьте цель.
Уч-к: Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова, познакомиться с его произведением «Стрекоза и Муравей», учиться правильно, выразительно читать и анализировать произведение.
Подготовительная работа
Уч-ль: Приступим к работе над поставленной целью. Составим досье (собранная информация о человеке) на Ивана Андреевича Крылова. Познакомьтесь с записью. Замените закрытие слова формами одного и того же слова, а вместо пропусков вставьте слова из справки.
Уч-к: Крылов - великий русский баснописец. Непрерывное самообразование сделало его одним из самых просвещенных людей своего времени.
Крылов знал основные европейские языки. Крылов написал более 200 басен.
Басни Крылова - это конкретная живая история и глубокое обобщение.
Герои его басен узнаваемы, недостатки отдельных людей очерчены ярко, мысли мудры и поучительны.
Словарная работа
Уч-ль: В произведении И.А.Крылова вам встретятся новые слова. Они записаны в левом столбике. Определите значение каждого из них, используя запись в правом столбике.
Карточка:
Катит |
бедность, недостаток |
Помертвело |
молодая трава |
Боле |
наступает |
Нужда |
весенние дни |
Удручена |
больше |
Вешние дни |
опустело |
Мурава |
огорчена |
Слушание нового произведения
Проверка первичного восприятия
Уч-ль: Ответьте на данные вопросы так, чтобы получился связный текст.
Кто герои данной басни?
Какая история в ней описывается?
Уч-к: Герои басни Стрекоза и Муравей. Стрекоза, кроме пения, ничем летом не занималась. И с наступлением зимы попросила помощи у Муравья. А Муравей ей отказал.
Анализ произведения
Уч-ль: Как в басне Крылов называл стрекозу?
Уч-к: Крылов называл Стрекозу попрыгунья.
Уч-ль: Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была? Почему именно с ней произошло несчастье?
Уч-к:
"Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела".
Уч-ль: Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?
Уч-к:
"Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает".
Уч-ль: О чём она пошла просить Муравья?
Уч-к:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?
Уч-ль: Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе?
Уч-к: Он трудился, а Стрекоза всё лето пропела и проплясала.
"Да работала ль ты в лето?"
Уч-ль: Правильно ли поступил Муравей, не пустив к себе Стрекозу?
Уч-к: Ответы детей.
Уч-ль: - В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль?
Уч-к: Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Уч-ль: Кого подразумевает автор под образами Стрекозы и Муравья, и что он хотел сказать, изображая их?
Обобщающее слово учителя.
Под образом Стрекозы автор хотел показать легкомысленного человека, не заботящегося о завтрашнем дне. Под образом Муравья хотел изобразить человека трудолюбивого, предусмотрительного. автор хотел сказать, что люди должны сами заботиться о себе и самостоятельно преодолевать выпавшие на их долю трудности, не перекладывая это на других.
Физкультминутка
Я буду называть слова, характеризующие поступки главных героев. Если слово подходит Муравью, вы ... . Если Стрекозе ... (обсудить с детьми).
Легкомысленный, мудрый, веселый, подвижный, рассудительный, деловитый. ветреный, трудолюбивый, серьезный, беззаботный, беспечный, предусмотрительный, справедливый, ленивый, запасливый.
Выразительное чтение басни детьми
Творческое задание
Уч-ль: Составьте обращение Стрекозы к молодым стрекозам. Стрекоза совершила ошибку, когда не заботилась о жизни в трудное, холодное время года. Она поняла, что неправильно вела себя. И хочет, чтобы молодые стрекозы такой ошибки не совершали. В этом смысл её обращения.
В рассказе - обращении обычно выделяется несколько частей:
- указание, кому адресовано обращение (милые подружки, дорогие сестрёнки, любимые мои родственницы и т.д.);
- сообщение о случившейся беде;
- слова пожелания.
Возможный вариант рассказа-обращения Стрекозы к молодым стрекозам.
Дорогие сестрёнки и подружки! Этим летом со мной приключилась беда. Я совсем забыла, что осенью наступят холода и ненастья, что нечего будет есть, не будет греть солнышко. Я только пела и плясала. А теперь мне голодно, холодно и негде жить. Не забывайте о трудных временах и готовьтесь к ним заранее.
Итог урока
Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Сопоставьте его содержание с поставленной целью. Сделайте вывод.
Рефлексия
Домашнее задание
Составление дружеского совета.
Уч-ль: Подумайте, какой бы совет вы могли дать Стрекозе, если бы случайно встретились с ней?
На партах у учеников лежит изображение Стрекозы, под которым они пишут свой совет.
Уч-ль: Рисунок дома раскрасьте.