Использование теневого театра в совместной деятельности родителей и детей с ОВЗ. Детско-родительский клуб «Неразлучные друзья»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, теневой театр


Цель: вовлечение родителей и детей в совместную деятельность со специалистами образовательного учреждения.

Задачи:

  • вовлекать родителей в совместную деятельность со специалистами для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР;
  • устанавливать доверительные и партнерские отношения между специалистами дошкольного учреждения, родителями и их детьми с ЗПР;
  • показать родителям приемы работы с диалогами в соответствии с приоритетными задачами коррекции речи через театрализованную деятельность;
  • создать условия для совместной творческой деятельности и предъявления опыта речевого взаимодействия родителей и детей.

Оборудование и материалы: Столы, настольная лампа, ширма для теневого театра, плоскостные фигуры-кукол по сказке С.Я.Маршака «Кто колечко найдёт?»,картон чёрного цвета, простые карандаши, ножницы, шаблоны силуэтов плоскостных фигур, клей, палочки, прищепки, колечко.

Ход мероприятия

Учитель-дефектолог:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждём - поджидаем,
Театральную гостиную без вас не открываем!
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому - сказку, кому - игру, кому - песенку! Дорогие гости, в гостиной нашей сегодня не будем скучать. Если вы не против, разрешите вам сказку показать.

Учитель-логопед обыгрывает сказку С.Я.Маршака «Кто колечко найдёт?» посредством теневого театра.

Звучит аудиозапись стихотворения:

Покатилось, покатилось Олино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка,
Покатилось колесом, притаилось за кустом.
Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?

На экране появляется тень кошки.

Учитель-логопед: Я - кошка! Подожди немножко, а сейчас я не могу: Мышку в норке стерегу!

Звучит аудиозапись стихотворения:

Покатилось, покатилось Олино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка,
Покатилось колесом, притаилось за кустом.
Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?

На экране появляется тень курицы.

Учитель-логопед: Я - курица! Стоит мне прищуриться, я вам семечко найду на дворе или в саду.

И кольцо найти я рада, да цыплят кормить мне надо,
А цыплята - вот беда! Разбежались кто куда!

На экране появляется тень гуся.

Учитель-логопед:

Го-го-го! Я - гусь! Погоди, пока вернусь.
Я поплаваю в пруду, а потом искать пойду!

На экране появляется тень овечки.

Учитель-логопед: Бе-е! Я весёлая овечка. Я нашла бы вам колечко, отыскала бы давно, да не знаю, где оно.

На экране появляется тень индюка.

Учитель-логопед: Я найду! Я - индюк.

Только стал я близорук, а для нас, для индюков, не придумано очков.
Укажите мне местечко, где запряталось колечко,
Постараюсь я найти и хозяйке принести!

Учитель-дефектолог: Кто ж найдет колечко около крылечка?

На экране появляется тень сорока.

Учитель-логопед:

Я найду! Я, сорока, быстроока.
Нахожу я ложки, брошки и сережки.
Только все, что отыщу, я домой к себе тащу!

Учитель-дефектолог (с куклой): Не ищи кольца, сорока, не старайся, белобока!

Наша Оленька мала, а сама искать пошла
Потихоньку, помаленьку со ступеньки на ступеньку,
По тропинке вкривь и вкось. Тут колечко и нашлось.
Воротилась, воротилась Оля на крылечко,
А на пальчике светилось у нее колечко.

Игра «Колечко»

Описание игры: Учитель-дефектолог предлагает детям и родителем взять по одной цветной прищепке и сесть на стульчики в круг. С помощью прищепки необходимо передать колечко из рук в руки, не касаясь его руками.

Учитель-дефектолог: Кто из вас знает, какой вид театра мы вам сегодня показали?

Родители: Это теневой театр.

Учитель-логопед: Для его организации необходимы ширма, настольная лампа и плоскостные фигуры.

Учитель-дефектолог: Кто из вас с помощью рук может показать тень птички.

Взрослые и дети с помощью движения рук изображают полёт птицы.

Учитель-логопед произносит текст:

Прилетели птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.

Учитель-дефектолог: Теперь с помощью движения рук попробуем изобразить гуся.

Учитель-логопед произносит текст:

Белые гуси вышли на луга,
Белые гуси крикнули: «Га-га-га!».

Учитель-дефектолог: Может, кто-то сможет изобразить другие тени.

Специалисты предлагают родителям и детям рассмотреть буклет:«Театр ручных теней и прирученных зверей»

Родители и дети выполняют пробы.

Учитель-дефектолог: Мы вам показали сказку С.Я.Маршака «Кто колечко найдёт?» с использованием силуэтов плоскостных фигур-кукол. Эти силуэты изготавливают из картона. Сегодня мы вам хотим предложить создать свой теневой театр из плоскостных фигурок-кукол.

Мастер-класс

Учитель-дефектолог: Давайте разделимся на две команды (дети, родители).

Специалисты предлагают детям подойдите к учителю-дефектологу, а родителям к учителю-логопеду. Учитель-дефектолог предлагает детям взять стульчики и собраться за столом. Учитель-логопед предлагает родителям взять стульчики и сесть в круг.

Учитель-дефектолог предлагает детям по шаблону обвести фигуру и вырезать её по контуру.

Учитель-логопед предлагает родителям познакомится с буклетом «Прозаические и стихотворные диалоги для домашнего театра». Объединиться в пары, выбрать диалог и устроить небольшую репетицию по проигрыванию диалога.

«Кудрявый барашек»

- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока,
Дам я шерсти три мешка.
Один мешок - хозяину,
Другой мешок - хозяйке,
А третий - деткам маленьким
На тёплые фуфайки.

«Ёжик»

- Ёж, ёж, где ты живёшь?
- Я живу в густом лесу!
- Ёж, ёж, что ты несёшь?
- В нору яблоки несу.
Буду яблоки делить,
Своих деточек кормить,
Будут детки есть,
Да похваливать!

* * *

Идёт лисичка по мосту,
Несёт вязанку хворосту.
- Зачем тебе хворост?
- Печь топить.
- Зачем тебе печь топить?
- Обед варить.
- Зачем обед варить?
- Гостей кормить.
- А гости кто?
- Медведь с женой,
Да ёж, да кот, да мы с тобой.

«Лягушкины покупки»

- Откуда идёшь ты,
Лягушка - квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила капусту,
Квасоль
и квартошку.

После репетиции родители оказывают помощь детям с ОВЗ в изготовлении силуэтов плоскостных фигур-кукол, фиксируя их на палочки.

Затем родители обыгрывают небольшие диалоги. К обыгрыванию диалогов присоединяются дети.

Используемая литература

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. -СПб.: КАРО, 2004. - 112 с., ил. - (Популярная логопедия).
  2. Научно-методический журнал «Логопед» №4/2008 г.
  3. Научно-методический журнал «Логопед» №1/2015 г.