В современной школе принцип построения дидактической модели образования, несмотря на многообразие направлений, имеет «знаниевую» основу: средством индивидуализации обучения, как правило, служат сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся обучающийся.
Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность, а всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т.Лихачева [4], относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.
Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. [6, 7] утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса.
Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении требует от учителя формирования познавательного интереса как интегративного качества личности. Формирование именно этой модификации положительно сказывается на всем развитии ученика, он становится личностью деятельной, творческой, способной к саморазвитию и самообразованию.
По Г.И.Щукиной познавательный интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть - создание условий для выявления имеющихся интересов, развития и воспитания интереса к знаниям школьников. [8]
Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у младшего школьника.
В связи с этим проблема разноуровневого обучения находится в центре внимания педагогов и ученых, с ее решением связываются обновление и дальнейший прогресс школьного образования, преодоление устаревших методов обучения и воспитания, формирование индивидуальности детей на началах гуманизации и демократизации.
Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки достижений обучающихся. Главной особенностью предлагаемой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения [1].
Разноуровневое (дифференцированное) обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается подразделить усвоение учебного материала по различным уровням, но не ниже базового, в зависимости от личностных характеристик каждого обучающегося [2].
При использовании данной технологии работы учеников оцениваются с учетом приложенных усилий и творческого подхода по овладению материалом. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едиными для всех уровней обучения.
Основным организационным условием для достижения поставленной цели является формирование относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих осуществить обучение детей на разных уровнях усвоения одинакового содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого.
Разноуровневое обучение в тех или иных формах реализуется сегодня практически в каждом общеобразовательном учреждении. Об этом свидетельствуют наличие профильных классов, гимназических классов, классов коррекции. Организуются гибкие группы обучающихся и в составе обычных классов.
Но при реализации разноуровневого обучения в школе возникает ряд проблем, которые требуют осмысленного теоретического подхода.
Разноуровневый подход к обучению на уроках - это один из способов оптимизации учебного процесса, основа развивающего обучения и поэтому изучение и внедрение разноуровневого подхода оказывается необходимым для успешного обучения и воспитания на современном этапе развития образования.
Разноуровневые задания в обучении, широко применяются на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, разбор домашнего задания, контрольные и самостоятельные работы, работа над ошибками, уроки закрепления.
В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход для того, чтобы оценить сформированность планируемых результатов обучающихся. Данным вопросом занималась Л.Л.Тимофеева, которая предложила 5 уровней освоения знаний, которые являются основой моего исследования.
- 1 уровень - узнавание. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме «…». На слайде продемонстрированы задания, которые можно предложить на этапе актуализации. Задания нацеливают обучающихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов.
- 2 уровень - воспроизведение. Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях. На слайде продемонстрированы задания, которые можно предложить на этапе выявление места и причины затруднения. Задания нацеливают обучающихся на освоение базовых понятий, моделей, точное воспроизведение правил, описаний изученных объектов, алгоритмов действия. Критерием правильности выполнения является достаточное точное воспроизведение освоенной информации (действия) в нужном объеме без опоры на вариант ответов
- 3 уровень - понимание. Цель: осмысленное восприятие через моделирование. Рассмотрим задание, которые можно предложить на этапе реализации построенного проекта. Задание нацеливают обучающихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию. Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции.
- 4 уровень - применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях.
- 5 уровень - применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях. [5]
Важнейшим этапом деятельности педагога по подготовке и организации разноуровневого обучения является разработка систем разноуровневых или дифференцированных заданий с учетом индивидуальных различий в обучаемости внутри каждой из выделенных типологических групп обучающихся. В системе специальных заданий, используемых при разноуровневом подходе, обязательным является создание условий, который обеспечивали ли бы наиболее целесообразный характер деятельности каждого ученика. Так, для сильных обучающихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого. А для слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие обучающимся оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний [3].
Примеры видов разноуровневых заданий:
- учебные задания по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой);
- учебные задания по уровню трудности;
- задания по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Предлагаем ряд разноуровневых заданий по русскому языку для обучающихся по программе «Школа России», направленных на оценку планируемых результатов обучающихся по теме: «Диалог и монолог», адресатом служат учителя начальных классов, учителя начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, родители детей младшего школьного возраста, обучающиеся 2-х классов начальной школы.
Тема урока «Диалог и монолог»
Задание 1: Вставь пропущенные слова в предложения! У тебя все получится!
Данное задание направлено на воспроизведение правил по теме «Диалог и монолог».
Выполняя это задание, обучающийся выбирает из предлагаемых слов верное и вставляет вместо пропуска, затем может самостоятельно себя проверить и исправлять ошибки, если они возникают, так же данное задание можно выполнять многократно, необходимо только обновить страницу.
Ссылка на задание: https://learningapps.org/view24344638
Рис. 1. Задание на воспроизведение по теме: «Диалог и монолог»
Задание 2: Определи, где диалог, а где монолог. Распредели карточки по колонкам. У тебя все получится!
Данное задание направлено на понимание правил по теме «Диалог и монолог».
Выполняя это задание, обучающийся переносит карточки в необходимую колонку, затем может самостоятельно себя проверить и исправлять ошибки, если они возникают, так же данное задание можно выполнять многократно, необходимо только обновить страницу.
Ссылка на задание: https://learningapps.org/view24345083
Рис. 2. Задание на понимание по теме: «Диалог и монолог»
Задание 3: Расположи фразы так, чтобы получился диалог. У тебя все получится!
Данное задание направлено на применение правил в знакомых условиях по теме «Диалог и монолог».
Выполняя это задание, обучающийся должен соединить карточки таким образом, чтобы получился диалог, связанный по смыслу, затем может самостоятельно себя проверить и исправлять ошибки, если они возникают, так же данное задание можно выполнять многократно, необходимо только обновить страницу.
Ссылка на задание: https://learningapps.org/view24345246
Рис. 3. Задание на применение правил в знакомых условиях по теме «Диалог и монолог»
Познавательный интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть - создание условий для выявления имеющихся интересов, развития и воспитания интереса к знаниям школьников
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.).
- Баранников, А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения. - М.: УЦ «Перспектива», 2018. 316 с.
- Гербарт, И.Ф. Психология. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2017. - 288 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2018.- 647 с.
- Тимофеева, Л.Л. Урок в начальной школе как пространство реализации ФГОС. М., 2017 - 63 с.
- Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В.Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 2017. - 544 с.
- Ушинский, К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии». Собр. соч. в 9-ти т. 5 - М: 2018, - 429 с.
- Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г.И.Щукина, д-р пед. наук. - Москва: Знание, 2018. - 32 с.