Родительское собрание на тему "Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: родительское собрание, одаренные дети, взаимодействие родителей с детьми


Поведение ребенка зависит от его социального окружения, от его деятельности и многих других факторов. Особенности поведения одаренных детей очень своеобразны. Многие дети очень эгоистичны, потому что знают, что они могут больше, чем другие. Другие абсолютно не замечают социума и замыкаются в себе. У детей возникают свои систематические сложности в семье и в школе, свои драмы возрастного развития.

Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.

Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать свои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я».

Самооценка - важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми. Самооценка вбирает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношении.

Родительское собрание повысит самооценку, научит родителей лучше понимать поведение своего ребёнка, а также приёмам формирования положительных установок во взаимоотношениях и пути повышения чувства собственного достоинства у детей. Также это собрание решает две проблемы у одарённых детей: стремление к совершенству и поведенческие аспекты.

Цель: формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.

Форма проведения: интерактивная беседа с элементами тренинга.

Контингент: родители младших школьников.

Подготовительный этап

1. Подбор литературы и рекомендаций для родителей.

2. Опросные бланки «Информометрия»:

а) бланк для родителей (приложение № 1)
б) бланк для детей (приложение № 2)

3. Анализ и сопоставление ответов родителей и детей (составляют основу для беседы)

4. Совместно с родительским комитетом подготовить перечень наиболее типичных ситуаций по темам, которые в ходе беседы предполагается проанализировать (предварительно проиграть эти ситуации: родители берут на себя роль ребенка и его родителей, дают свое толкование ситуации, предлагают в ходе инсценировки свой вариант выхода из нее, затем, идет совместное обсуждение).

Оформление: плакат

«Любовь, которую нам суждено познать,
начинается с любви,
которую мы познаем в детстве».
Неизвестный

Итог: совместная выработка рекомендаций по продуктивному развитию детей.

План

I. Формирование самоуважения.

  1. Вступление, актуальность проблемы.
  2. Подавленный (разочарованный) ребенок.
  3. Вопросы для обсуждения.
  4. Анализ данных информометрии.
  5. Поддержка/Похвала.
  6. Способы сказать: «Ты молодец. Отлично!»
  7. Старые убеждения. Новые убеждения.

II. Пути повышения чувства собственного достоинства у детей (20 путей).

III. Совместное подведение итога.

I. Формирование самоуважения

1. Вступление, актуальность проблемы

Мы можем помочь детям общаться с нами приемлемым способом, если наше позитивное отношение к ним будет включать:

    принятие,
  • внимание,
  • признание (уважение),
  • одобрение,
  • теплые чувства.

Моделируя свое отношение в соответствии с пятью указанными принципами, мы научим своих детей устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам. Вопросы дисциплины станут лишь поводом для утверждения эти принципов.

Никакая программа педагогических воздействий не будет успешной, если она включает лишь оперативные действия, призванные прекратить нарушение поведения здесь и сейчас. Основа работы по проблемам дисциплины - это превентивные действия. А избежать нарушения поведения в будущем можно лишь одним способом - формируя высокое самоуважение детей.

Родители, конечно, не могут особенно помочь в решении дисциплинарных проблем, возникающих в школе. Поэтому важно грамотно, с воспитательной точки зрения, взаимодействовать с ребенком дома, в то время, когда педагоги берут на себя школьное время. Мы объединимся, чтобы наши экстренные вмешательства и стратегии повышения самоуважения дополняли друг друга, а не противоречили.

Известно, что существует научно проверенная зависимость между стилем семейного воспитания и успехами в учебе. Наивысшие успехи возможны только при партнерском стиле взаимоотношений дома. Авторитарный и попустительский стили семейного воспитания не дают максимальных результатов в учебе. Поэтому можно сказать, что изменение стиля родительского отношения - поворотный пункт в успеваемости ребенка.

2. Подавленный (разочарованный) ребенок

Симптомы низкого самоуважения:

  • Легко сдается
  • Часто использует выражения «Я не могу», «Я не знаю», «Мне безразлично»
  • Отступает
  • Защищается
  • Создает конфликты
  • Жалуется, что другие давят на него
  • Ведет себя еще хуже
  • Жалуется на самочувствие, например, боль в животе, спине, головную боль и головокружение, задыхается и т.д.
  • Обвиняет других
  • Чрезмерно извиняется
  • Старается избегать социального общения: в школе, в компании и т.д.
  • Жалуется на отсутствие друзей и одиночество
  • Выглядит печальным
  • Бесцельным
  • Не прикладывает своих усилий
  • Дружит с детьми, оказывающими на него «плохое влияние»
  • Чрезмерно ест, смотрит телевизор и т.д.
  • Жалоблив и покорен.

Если вы заметили, что кое-что из этого списка происходит в течение недели и больше, то надо обратиться к материалу «Пути повышения самоуважения у вашего ребенка».

Не всегда очевидно, что ваш ребенок подавлен. Однако если вы внимательно присмотритесь, то заметите некоторые признаки. Ваш ребенок пытается сказать вам таким образом, что он нуждается в любви и поддержке.

3. Вопросы для обсуждения

Родителям предлагается подумать и попытаться ответить на следующие вопросы:

  1. Как часто вы говорите вашим детям хорошие, добрые слова?
  2. Какие это слова?
  3. Когда вы произносите эти слова (когда ребенок помог вам по дому, заработал хорошую или отличную отметку, просто в любое время, беспричинно и т.д.)?
  4. Замечали ли вы, как реагирует ваш ребенок на похвалу, поддержку, а что происходит с ним, когда вы его ругаете?
  5. Часто ли в вашем доме слышится смех, создана ли приятная, добрая атмосфера, или, наоборот, в доме напряженно, члены семьи недовольны друг другом, упрекают друг друга в чем-то?

4. Анализ данных информометрии

Обсуждение анализа и сопоставление ответов родителей и детей информометрии (опрос родителей и детей).

5. Поддержка/Похвала

Как различаются результаты?

Ребенка обычно хвалят, когда задание или действие сделано хорошо или когда полностью выполнено. Чтобы поддержать детскую настойчивость, поощряйте ребенка в течение всего действия и признавайте небольшие успехи.

Похвала

Поддержка

«Ты - хороший мальчик».
Подразумевает сравнение.

«Спасибо, что помог накрыть стол».
Ребенок понимает, что родители ценят его вклад. Одобрение за конкретное дело.

«Держу пари, ты самый толковый в классе».
Послание оказывает давление и ведет к эгоцентризму.

«Должно быть, здорово вкладывать в учебу все 100%».
Помогает ребенку сфокусироваться на лучшем, что есть в нем.

«Я так горжусь твоими успехами
Учит ребенка искать одобрения со стороны, он становится внешне мотивирован и зависим.

«Похоже, что тебе нравится учиться. Какой предмет тебе больше всего нравится
Поощряет ребенка искать внутренние резервы. В результате он становится внутренне мотивирован.

«Твой рисунок такой красивый
Учит ребенка придавать значение конечному результату.

«По твоему виду можно сказать, что ты здорово порисовал».
Учит ребенка концентрироваться на процессе и получать удовольствие от него.

«Ты самый быстрый в команде».
Развивает стремление к соревнованию, соперничеству, стремлению быть лучше, даже если это требует больших усилий.

«Когда отдаешь всего себя игре, то улучшаешь работу всей команды».
Учит ребенка обращать внимание на вклад в работу команды и развивает сотрудничество.

Обычно мы хвалим ребенка, который что-то сделал хорошо или выполнил поставленную перед ним задачу. Поощрение же нужно для того, чтобы поддержать ребенка и отметить его настойчивость в процессе выполнения задачи. Мы поощряем «по ходу дела» за проявленные им усилия. Поощряя, мы отмечаем, даже, самые маленькие достижения.

6. Способы сказать: «Ты молодец! Отлично!»

Каждый знает, что небольшая поддержка нужна постоянно. Но на самом деле, «небольшая поддержка» должна быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются. Мы все хотим, чтобы нам говорили что-то большее, чем «хорошо», «очень хорошо» и «отлично», и особенно это верно для детей. Искренность, творчество и разнообразие - сильные орудия в построении самоуважения вашего ребенка. Ниже приведены некоторые возможности:

  • Как ты это сделал!?
  • Это действительно приятно!
  • Продолжай также хорошо работать
  • Это достижение!
  • Я очень благодарна тебе!
  • Это умно!
  • Это интересная точка зрения
  • Поздравляю!
  • Теперь многого достиг
  • Ужасное напряжение!
  • Классно!
  • Прекрасно!
  • Теперь ты получил это
  • Хорошо работаешь
  • Я ценю то, что сделал
  • Я думаю, другие тоже хотели бы посмотреть
  • Надо же! Неужели это ты сам?
  • Все идет прекрасно
  • Это будет великолепно
  • Мне нравится как ты …
  • Я рада, что ты мой сын/дочь
  • Я могу сказать, ты действительно заботлив
  • Ты хороший лидер
  • Кажется, ты немного поработал над этим
  • Я счастлив, когда люди работают вместе
  • Спасибо за сотрудничество
  • Ты невероятный
  • Мне нравится, как ты это делаешь
  • Как ты себя чувствуешь?
  • Ты действительно заслуживаешь внимания!
  • Какая аккуратная работа!
  • Ты действительно превзошел себя
  • Очень творчески
  • Правильно мыслишь
  • Ты на правильном пути
  • Это очень хорошие наблюдения
  • Это хорошая мысль
  • Превосходно!
  • Я понимаю тебя
  • Кажется, что это так просто
  • Ты такой помощник
  • Я рад, что ты здесь
  • Это надо поощрить
  • Спасибо за участие
  • Должно быть, ты чувствуешь себя отлично…
  • Мне нравится, как ты это сделал
  • Весело играть в твоей команде
  • Что я люблю в тебе, так это…
  • Ты хороший друг, потому что ты…
  • Научи меня делать это
  • Мне нравится быть с тобой
  • Я никогда не смотрел на это так
  • Очень интересно!

7. Старые убеждения

Дети плохо себя ведут потому, что:

  • Они просто хотят внимания
  • Они упрямы
  • Они избалованы
  • Они эгоистичны и эгоцентричны
  • Они несобранны
  • Они попросту похожи на свою маму/папу
  • Они не могут этому противостоять
  • У них плохая наследственность
  • Я и/или мой супруг плохие родители.

Заключение: ребенок плохо себя ведет = плохой ребенок = плохой родитель!

Действие: Я должен контролировать или манипулировать поведением ребенка или я плохой родитель.

Новые убеждения:

Дети плохо себя ведут потому, что:

  • Они хотят быть чьими-то.
  • Они хотят чувствовать себя любимыми.
  • Они хотят чувствовать себя сильными.
  • Они хотят чувствовать себя значимыми.
  • Они хотят чувствовать, что у них есть дом.
  • Им необходимо исследовать окружающий мир и экспериментировать.

Заключение: непослушный ребенок = разочарованный и подавленный ребенок

Действие: Я могу найти соответствующие пути, чтобы мой ребенок чувствовал себя сильным, любимым, и на своем месте.

II. Пути повышения чувства собственного достоинства у детей

(в показе примеров участвуют родители)

1. Осуществляйте неформальный подход.

- Предложите вашему ребенку 100% внимания и любви… не думая о том, что нужно приготовить обед или сделать телефонный звонок.

- Поделитесь с ребенком чувствами, которые создают теплоту и близость.

2. Научите детей понимать, что ошибаться - это не значит делать «плохо».

Важно чтобы дети осознали, что ошибки - это неотъемлемая часть процесса познания.

3. Научите детей исправлять ошибки.

Например: «Отец разрешил детям воспользоваться его инструментами. Они испачкали ручки инструментов в краске. Отец спросил, что они могут сделать, чтобы исправить ошибку. Дети решили перекрасить ручки заново.»

Если ребенок или родитель совершат какой-нибудь проступок, испортивший взаимоотношения или нарушит ранее достигнутую договоренность, то в таком случае у него есть возможность загладить свою вину. Загладить вину - не значит наказать себя, это способ предоставления компенсации за нанесенный своим проступком моральный ущерб.

a) Пример: Девочка пошла домой из школы со своей подругой, не предупредив об этом свою маму. Мама пошла в школу за дочерью, но там ее уже не застала. Дочь решила, что, так как она оторвала маму от своих дел, не предупредив ее звонком по телефону, то возьмет на себя одну из маминых домашних обязанностей, чтобы загладить свою вину.

б) Важно, чтобы человек, совершающий свою ошибку, мог сам определить, как за нее рассчитаться. Если родитель слишком давит на ребенка, требуя от него загладить свою вину, то это переходит в контроль со стороны, вместо внутренней дисциплины.

в) Лучше всего, если родители покажут пример.

4. Расскажите присутствующим о своих ошибках.

Взрослые являются примером того, как относиться к своим ошибкам. Незаметно для себя мы учим наших детей неэффективным способам исправления ошибок. Мы учим их:

a) Скрывать ошибки.

б) Чересчур сокрушаться из-за них.

в) Извиняемся за них.

г) Обвиняем других за наши ошибки.

д) Оправдываемся.

Мы можем поменять отношение к своим ошибкам и учить детей:

а) Принимать ошибки открыто и легко.

б) Праздновать ошибки.

в) Извлекать уроки из ошибок.

5. Признавайте «0» (отдавайте должное даже нулю).

- Миша находился в гостях у одного школьного учителя. Учитель показал ему одно домашнее задание ученика, которое было выполнено очень небрежно. Миша взглянул в тетрадь, нашел там «0», который отличался от других чисел и сказал: «Зато посмотрите, какой красивый здесь «0»!»

6. Опасайтесь «жалостливости».

Жалея ребенка, мы поощряем его жалеть самого себя. Сочувствие - да, жалость - нет.

7. Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.

Не решайте проблемы своих детей. Например, если их дразнят, не защищайте их. Научите их защищаться самим.

8. Избегайте сравнений, прославляйте и уважайте их различия.

Сделайте процесс обучения своих детей веселым и здоровым. Избегайте соревнования и поощряйте сотрудничество.

9. Не прибегайте к помощи соревнования.

Соревнования часто приводят к тому, что дети сдаются, если их надежды не оправдываются.

Мы хотим, чтобы дети строили близкие отношения со своими друзьями. Очень сложно относиться хорошо к себе или к кому-нибудь другому, если хочешь, чтобы остальные проиграли, а ты бы остался в выигрыше и был лучше других.

Соперничество порождает конфликты. Задетые чувства и споры - это обычные последствия соревнования. Из-за этого трудно чувствовать себя в безопасности, быть открытым, честным и доверять окружающим.

Соревнуясь, вы жаждете быть первым. Поэтому вы скрываете знания, умения и опыт от других. В результате большая группа людей лишается вашего ценного вклада.

Сотрудничая, дети становятся более изобретательными и ум их становится гибче.

Когда дети работают в команде, они чувствуют, что нужны друг другу. Это чувство очень важно для того, чтобы дети не искали этих ощущений, прибегая к негативным источникам (оружие, беспорядочный секс, наркотики).

В команде дети чувствуют себя полноценными членами общества, приносящими пользу окружающим. Это повышает их самооценку.

Где есть сотрудничество - нет стресса и меньше опасности остаться незамеченным. Поэтому дети чувствуют себя здоровее, веселее и относятся к жизни более неформально.

Соревнование несет в себе понятие единичности: недостаточно просто что-то делать, нужно предпринимать все, чтобы быть первым. Сотрудничество несет в себе понятие множества. Работая вместе мы можем сделать что-то гораздо лучше, чем если бы работали в одиночку.

Соревнуясь вы всегда сравниваете себя. Это дает либо фальшивое чувство уверенности и превосходства, так как вы думаете, что лучше других, либо подавленность, когда сравниваете не в свою пользу, что часто ведет к упадку сил.

Соревнование приносит с собой чувство отдаления и одиночества. Сотрудничество - чувство единения и сопричастности.

Можно избежать соревнования, если учить детей следующему:

а) Научите их ценить по достоинству то, что они умеют делать сами.

б) Научите их находить радость в самом деле, а не в том, чтобы кого-то превзойти в этом деле.

в) Научите их радоваться делу, а не победе.

г) Работая командой можно достичь гораздо большего.

10. Пусть дети почувствуют, что их ценят по достоинству.

Советуйтесь с ними.

Пусть они научат вас чему-нибудь (например, играть в ту или иную игру).

Покажите им, что они очень много значат для своих братьев или сестер

Спросите себя: «Что я сейчас делаю такого для моего ребенка, что он может сделать сам?».

11. Поддержите их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.

К примеру, пусть ваш ребенок возьмет на себя руководство в уборке комнаты или приготовлении пищи.

12. Относитесь к ним уважительно.

К примеру, стучитесь в дверь перед тем, как войти в спальню, и не поучайте их в присутствии друзей.

13. Уделяйте им время не только тогда, когда они начинают вести себя плохо.

14. Научите, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу.

Если кто-то захочет расстроить их, пусть они себе скажут: «Не важно, что ты мне скажешь, я все равно остаюсь человеком, достойным уважения».

Если с ребенком случится какая-то неприятность, попросите его поделиться с вами своим «внутренним голосом» (тем, что он мысленно говорит сам себе). Если этот «голос» негативен, например: «Я не могу это сделать!» - научите его говорить себе более убедительно, например: «Если я решил, значит сделаю это!» Очень важно, чтобы дети научились менять свой «внутренний голос» с негативного на позитивный.

15. Не злоупотребляйте своей родительской ролью.

Полезно каждую неделю задавать себе вопрос: «Делаю ли я сейчас за своего ребенка что-нибудь такое, что он мог делать самостоятельно?» Например, помогать покупать будильник, чтобы он мог сам вставать по утрам.

16. Воспитывайте ребенка, помня о том, каким бы мы хотели видеть его в будущем.

Многие из нас, воспитывая ребенка, стараются как можно быстрее подвести ситуацию под контроль, что часто в результате приводит к тому, что ребенок ощущает на себе чрезмерное родительское влияние. И если мы научились воспитывать так, чтобы мысленно представлять своего ребенка в роли взрослого, то мы бы больше задумывались над тем, правильно ли мы его воспитываем.

17. Важнее всего… отдать своим детям безусловную любовь.

Любите их за все, что бы они делали и не делали.

18. Отделяйте поступок от того, кто его совершает.

Избегайте говорить, что ребенок - «плохой» или то, что он делает «плохо». Иначе ребенок запросто сделает следующие выводы: «Если я делаю плохие вещи, значит я - плохой.» Лучше задавать вопросы, ведущие его к пониманию последствий своих действий.

Например, если пролил молоко, спросите его, что он может сделать так, чтобы больше этого не повторялось.

19. Отмечайте то, что они делают хорошо.

Сосредоточьтесь на том, что у вашего ребенка хорошо получается, а не заостряйте внимание на негативных сторонах его поступков.

Научите их испытывать наслаждение от самого процесса, так как его ценность несравнима со своим вкладом в конечный результат.

20. Пусть ваша семья сделает «конверты любви».

В конверты кладите записки, где написано, что вам нужно (слова или действия), чтобы почувствовать себя любимым. Например, обними меня, возьми меня за руку, скажи, что ты любишь во мне, почеши мне спинку и т.д. Когда кто-нибудь в семье впадает в отчаяние или просто нуждается в дополнительной любви, то он сможет принести конверт любви тому человеку, от которого хочет принять любовь, и получить то, что хочет.

III. Совместное подведение итога

Психолог: «Время и терпение, потраченные на вашего ребенка сегодня помогут развить в нем способности, которые со временем найдут благотворное выражение в его зрелом возрасте».

Литература

  1. Алексей Шобырев «101 способ сказать ребёнку «Молодец»» http://www.uchportal.ru/publ/28-1-0-5564
  2. Информометрия. http://www.moocv.ru/images/copydoc/informometriya_0000.doc
  3. Кэтрин Дж. Кволс. Переориентация поведения детей. - СПб.: «Издательство «Деан»», 2000. - 320 с