Формирование у младших школьников интереса к чтению

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: литературное чтение, младшие школьники, интерес к чтению


Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника, который наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения в нашей стране была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век компьютеризации и высоких технологий, человек не может обойтись без чтения, но читать не хочет, не любит. Вопрос формирования читательской грамотности школьников на I ступени общего среднего образования остаётся весьма актуальным.

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.

Педагоги и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому - восьмому классу читают все хуже. Плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Сейчас во 2-4 классах всего 2 урока чтения в неделю, а уроков внеклассного чтения по стандартам нет вообще.

Возникает проблема, какими педагогическими средствами можно обеспечить формирование у детей интереса к чтению.

Решить эту проблему, может комплексный подход, заключающийся в интеграции учебной и внеучебнoй деятельности.

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Каждый из учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и методику работы других педагогов, занимается поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению.

Какие методы, способы, приёмы обучения чтению использую я в своей работе?

Всю свою деятельность направляю на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. В использую самые активные методы обучения чтению, которые опираются на творческое продуктивное мышление. Стараюсь выбирать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения. Люблю использовать игровые методы. Они позволяют сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Ребёнок приобретает уверенность в себе.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской грамотности наиболее значимые для младших школьников - новизна учебного материала, использование инновационных форм обучения, создание ситуации успеха на уроке. Начало урока должно психологически настроить ребёнка на работу. Поэтому в каждый урок включаю моменты радости. После такого настроя дети с удовольствием приступают к работе и выполняют задания. Чтобы привить ребёнку интерес к чтению, на каждом уроке использую элементы неожиданности. Особенно это хорошо работает в игровой форме.

  • «поэтическая эстафета»: произношу первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение;
  • «веселая рифма»: читаю стихи и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза.

Главное - показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т.д.

Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр, таких как «Поле чудес» по прочитанному произведению, проведение литературных викторин, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

С большим интересом работают дети с журналами. Яркая красочная обложка обязательно обратит на себя внимание. А дальше можно найти круг интересных заданий, а потом предложить их сверстнику.

Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь вывешивается примерный список литературы по той или иной теме, устраивается выставка рисунков по мотивам прочитанных книг.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной библиотеки. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка - добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Из этого следует, что важный фактор, влияющий на развитие детского чтения в нашей стране - это, безусловно, семья.

Для формирования любви и интереса к книгам необходимо совместное чтение детей и родителей - это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усвоить их содержание. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтения-слушания художественных произведений является начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще. Поэтому необходимо проводить работу с родителями в этом направлении. С этой целью провожу родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»

Сохранить и обогатить традиции семейного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми одна из насущных задач, требующих непременного решения.

Таким образом, работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.

Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.