Развитие мотивации на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: информатика, мотивация к обучению


Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, но и поощрению учеников.
Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед;
  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;
  • организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;
  • осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

По опыту своей работы я заметила, что учащимся интересны практические элементы урока, а не теоретические. Но без теории мы не достигнем хороших результатов в практике. Поэтому на любом уроке необходимо мотивировать учащихся. И начать необходимо с доброжелательного настроя на урок.

Учитывая, что в настоящее время практически у каждого ребенка есть компьютер, мотивация с применением практических элементов урока стала уже не такой действенной, как была раньше, соответственно, у них теряется интерес к предмету.

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить?

Я хотела бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.

1. Проектная деятельность

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В рамках работы над проектом ученик демонстрирует яркие презентации, набирается опыта публичных выступлений, а это ему очень пригодится в дальнейшем, учится самостоятельно собирать информацию, проявлять творческую смекалку и свои способности по художественному оформлению защиты проекта. А главное - у него появляется удовлетворение от результатов своего труда.

С ученикам 7А класса я в этом году готовлю несколько проектов, ранее участвовала с ребятами в проектной деятельности, детям нравится данный вид деятельности - это пробуждает интерес и некий азарт. Ведь в итоге будет поощрение (в виде оценки или приза).

Также на уроках применяю метод мини-проектов. Проекты, реализующиеся в короткие сроки (1-2 урока)

Например: Мини-проектом может быть презентация, созданная учащимся или группой учащихся по теме урока.

Технологическая карта проекта:

  1. Используя интернет-ресурсы, учебник найдите необходимую информацию по заданной теме.
  2. Оформите слайд по предоставленному вам шаблону.
  3. Сохраните работу в своей папке.

Например: Создание интеллект-карт - это графическое выражение нашего мышления.

Технологическая карта проекта:

  1. Расположить чистый лист бумаги горизонтально, взять карандаши трех-четырех цветов.
  2. Написать крупно и объемно в самом центре основную тему. Изобразить схематично или рисунком главную идею карты.
  3. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться (пишите только ключевые слова).
  4. Редактирование (убрать лишнее, если этот необходимо).

Интеллект-карты можно создавать в электронном виде. Рассмотрите несколько сайтов для создания интеллект-карт онлайн:

2. Решение нестандартных задач

С опытом работы я убедилась в том, что детям очень интересна тема на кодирование информации. Им нравится как кодировать, так и декодировать информацию. На уроке я знакомлю их с одним из способов кодирования информации «Шифром Цезаря», а потом предлагаю придумать свой код и закодировать информацию. После этого обменяться с соседом по парте тетрадями и декодировать данную информацию.

№1. Давайте познакомимся с Шифром Цезаря и выполним задание.

Шифр Цезаря один из наиболее древнейших известных шифров. Схема шифрования очень проста - используется сдвиг буквы алфавита на фиксированное число позиций. (раздать карточки учителям)

Например: Известно, что каждая буква исходного текста заменяется второй после нее буквой. Расшифруйте текст.

ДЖМ ИКДК - ДЖМ ХЩКУЮ! (век живи - век учись!)

№2

Также, детям нравится решать логические задачки. Но при решении данного типа задач, результаты в классе могут координально отличаться. Кто-то будет решать данный тип задач легко и быстро, а кому-то не хватит времени на уроке разобраться с логическими задачами и приходится на перемене объяснять некоторым ребятам, где в тексте скрывались «подсказки». Как только ребенок поймет суть решения данного типа задач, их ждет успех.

Например:

Три дочери Дорис Кей - Джуди, Айрис Линда - очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств - пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда - не в Риме;
  2. Парижанка не снимается в кино;
  3. та, кто живет в Риме, певица;
  4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия? (Париж, балет)

3. Жизненный опыт учащихся

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была жизненной и интересной.

Например: тема «Интернет».

В ходе урока я прошу учащихся назвать достоинства и недостатки сети Интернет. И сразу «лес» рук. Настолько близка им эта тема, можно говорить об этом на протяжении целого урока.

Обращение к опыту детей - это один из приемов для создания мотивации.

В результате, при проведении проверочной работы большинство учащихся получают хорошие оценки.

4. Создание проблемы

Данный прием заключается в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки.

Создание проблемных ситуаций на уроке может быть выполнено через:

  1. создания противоречия и нахождения способа его разрешения;
  2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  3. задачи на внимание, обобщение, сравнение и т.д.
  4. практическое задание;
  5. задачи с недостаточными или избыточными данными.

Например: отформатировать текстовый документ (учитель выдает учащимся карточки с образцом текста, при этом учащиеся еще не знают всех функций текстового редактора, но должны выполнить это задание). Необходимо набрать текстовый документ и внести в него коррективы (размер шрифта 14, шрифт Times New Roman, выровнять по ширине, заголовок синего цвета).

После выполнения задания учащиеся вместе с учителем перечисляют функции текстового редактора.

5. Через занимательный материал: кроссворды, сканворды, ребусы, задачи-головоломки

Например:

Ответы: 1-бейсик, 2-сканер, 3- пробел, 4- кнопка, 5- курсор, 6 -пароль, 7-сервер, 8-массив, 9-версия, 10-индекс.

6. Интерактивная доска

Что такое интерактивная доска все сейчас знают.

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения.

Детям очень нравится работать с интерактивной доской. Для них, это как игра: переместить, соединить, дополнить и т.д. Конечно, для учителя подготовка к уроку с использованием интерактивной доски займет больше времени, нежели к стандартному уроку, но оно того стоит. И как только учитель просит выполнить интерактивное задание, в классе «лес» рук.

(Показать интерактивное задание)

А в завершении хочу сказать, что мотивация ребенка на уроке это залог успешного усвоения учебного материала. Я считаю, что одним из важных стимулов мотивации на уроке, это похвала. Поэтому, я стараюсь всегда похвалить ученика, даже если он выполнил задание не совсем правильно. Настраиваю его так, что в следующий раз у него все получится. Давайте чаще хвалить детей!