Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, но и поощрению учеников.
Для повышения мотивации необходимо:
- обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед;
- использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;
- организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;
- осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
По опыту своей работы я заметила, что учащимся интересны практические элементы урока, а не теоретические. Но без теории мы не достигнем хороших результатов в практике. Поэтому на любом уроке необходимо мотивировать учащихся. И начать необходимо с доброжелательного настроя на урок.
Учитывая, что в настоящее время практически у каждого ребенка есть компьютер, мотивация с применением практических элементов урока стала уже не такой действенной, как была раньше, соответственно, у них теряется интерес к предмету.
Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить?
Я хотела бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.
1. Проектная деятельность
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В рамках работы над проектом ученик демонстрирует яркие презентации, набирается опыта публичных выступлений, а это ему очень пригодится в дальнейшем, учится самостоятельно собирать информацию, проявлять творческую смекалку и свои способности по художественному оформлению защиты проекта. А главное - у него появляется удовлетворение от результатов своего труда.
С ученикам 7А класса я в этом году готовлю несколько проектов, ранее участвовала с ребятами в проектной деятельности, детям нравится данный вид деятельности - это пробуждает интерес и некий азарт. Ведь в итоге будет поощрение (в виде оценки или приза).
Также на уроках применяю метод мини-проектов. Проекты, реализующиеся в короткие сроки (1-2 урока)
Например: Мини-проектом может быть презентация, созданная учащимся или группой учащихся по теме урока.
Технологическая карта проекта:
- Используя интернет-ресурсы, учебник найдите необходимую информацию по заданной теме.
- Оформите слайд по предоставленному вам шаблону.
- Сохраните работу в своей папке.
Например: Создание интеллект-карт - это графическое выражение нашего мышления.
Технологическая карта проекта:
- Расположить чистый лист бумаги горизонтально, взять карандаши трех-четырех цветов.
- Написать крупно и объемно в самом центре основную тему. Изобразить схематично или рисунком главную идею карты.
- От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться (пишите только ключевые слова).
- Редактирование (убрать лишнее, если этот необходимо).
Интеллект-карты можно создавать в электронном виде. Рассмотрите несколько сайтов для создания интеллект-карт онлайн:
2. Решение нестандартных задач
С опытом работы я убедилась в том, что детям очень интересна тема на кодирование информации. Им нравится как кодировать, так и декодировать информацию. На уроке я знакомлю их с одним из способов кодирования информации «Шифром Цезаря», а потом предлагаю придумать свой код и закодировать информацию. После этого обменяться с соседом по парте тетрадями и декодировать данную информацию.
№1. Давайте познакомимся с Шифром Цезаря и выполним задание.
Шифр Цезаря один из наиболее древнейших известных шифров. Схема шифрования очень проста - используется сдвиг буквы алфавита на фиксированное число позиций. (раздать карточки учителям)
Например: Известно, что каждая буква исходного текста заменяется второй после нее буквой. Расшифруйте текст.
ДЖМ ИКДК - ДЖМ ХЩКУЮ! (век живи - век учись!)
№2
Также, детям нравится решать логические задачки. Но при решении данного типа задач, результаты в классе могут координально отличаться. Кто-то будет решать данный тип задач легко и быстро, а кому-то не хватит времени на уроке разобраться с логическими задачами и приходится на перемене объяснять некоторым ребятам, где в тексте скрывались «подсказки». Как только ребенок поймет суть решения данного типа задач, их ждет успех.
Например:
Три дочери Дорис Кей - Джуди, Айрис Линда - очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств - пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:
- Джуди живет не в Париже, а Линда - не в Риме;
- Парижанка не снимается в кино;
- та, кто живет в Риме, певица;
- Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова её профессия? (Париж, балет)
3. Жизненный опыт учащихся
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была жизненной и интересной.
Например: тема «Интернет».
В ходе урока я прошу учащихся назвать достоинства и недостатки сети Интернет. И сразу «лес» рук. Настолько близка им эта тема, можно говорить об этом на протяжении целого урока.
Обращение к опыту детей - это один из приемов для создания мотивации.
В результате, при проведении проверочной работы большинство учащихся получают хорошие оценки.
4. Создание проблемы
Данный прием заключается в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки.
Создание проблемных ситуаций на уроке может быть выполнено через:
- создания противоречия и нахождения способа его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- задачи на внимание, обобщение, сравнение и т.д.
- практическое задание;
- задачи с недостаточными или избыточными данными.
Например: отформатировать текстовый документ (учитель выдает учащимся карточки с образцом текста, при этом учащиеся еще не знают всех функций текстового редактора, но должны выполнить это задание). Необходимо набрать текстовый документ и внести в него коррективы (размер шрифта 14, шрифт Times New Roman, выровнять по ширине, заголовок синего цвета).
После выполнения задания учащиеся вместе с учителем перечисляют функции текстового редактора.
5. Через занимательный материал: кроссворды, сканворды, ребусы, задачи-головоломки
Например:
Ответы: 1-бейсик, 2-сканер, 3- пробел, 4- кнопка, 5- курсор, 6 -пароль, 7-сервер, 8-массив, 9-версия, 10-индекс.
6. Интерактивная доска
Что такое интерактивная доска все сейчас знают.
Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения.
Детям очень нравится работать с интерактивной доской. Для них, это как игра: переместить, соединить, дополнить и т.д. Конечно, для учителя подготовка к уроку с использованием интерактивной доски займет больше времени, нежели к стандартному уроку, но оно того стоит. И как только учитель просит выполнить интерактивное задание, в классе «лес» рук.
(Показать интерактивное задание)
А в завершении хочу сказать, что мотивация ребенка на уроке это залог успешного усвоения учебного материала. Я считаю, что одним из важных стимулов мотивации на уроке, это похвала. Поэтому, я стараюсь всегда похвалить ученика, даже если он выполнил задание не совсем правильно. Настраиваю его так, что в следующий раз у него все получится. Давайте чаще хвалить детей!