Формирование навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Овладение связной повествовательной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе. Построение целостного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, соблюдать структуру текста, соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств, отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

Формирование связной речи у детей с нарушенным речевым развитием относится к одним из самых важных направлений логопедической работы.

Виды моделирования:

  • Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений);
  • Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к); Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).
  • Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Главная функция моделирования состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей.

Использование метода моделирования в формировании самостоятельной монологической речи детей дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отчета);
  • развития замыслов - идей будущего продукта .

Использование метода моделирования, возможно в различного рода связных высказываниях, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказе;
  • повествовательном рассказе;
  • рассказе-описании;
  • логопедической сказке;
  • сравнительном описании предметов;
  • фрагментарном рассказывании по пейзажной картине;
  • творческом рассказывании;
  • творческой сказке по силуэтным изображениям;
  • придумывании загадок, сочинений и заучивании стихов.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование - очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами.

Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Для схематического моделирования подойдут модели, которые отличаются следующими чертами: 1) четким членением содержания на отдельные смысловые части (эпизоды) и 2) ярко выраженными композиционными элементами (имеется в виду завязка - развитие действия, кульминация - развязка).

В методике развития связной речи детей дошкольного возраста наиболее признанными являются:

  • Сериационный ряд - представляющий собой постепенно увеличивающиеся полоски и кружки разной длины и величины. Он отражает структуру кумулятивного рассказа, в котором происходят многократные, нарастающие повторения действий.
  • Двигательное моделирование - воспроизведение основной последовательности действий в рассказе. Этот вид схематической наглядности представляет собой круги разного цвета.
  • Временно-пространственная модель - соответствует структуре творческих рассказов. Она представляет собой ряд блоков со стрелочками. Каждый из этих блоков соответствует одному эпизоду. В нем размещаются заместители тех персонажей, которые участвовали в данном эпизоде, а также схематически изображаются некоторые декорации. Стрелки обозначают последовательность перехода от одного эпизода к другому.

Таким образом, метод моделирование является эффективным средством для формирования у детей с общим недоразвитием речи навыка повествовательного рассказывания. Поскольку позволяет детям, опираясь на различного рода наглядные модели, поэтапно выражать свои мысли сначала в экспрессивной затем в импрессивной речи, осуществлять последовательность действий и определенных отношений в повествовательном рассказывании.

Использование наглядных моделей в процессе обучения детей с общим недоразвитием речи способствует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, обогащению их активного словаря, закреплению навыка словообразования, формированию и совершенствованию умений понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

От сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи.

Приложение