Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, речевое развитие


Проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день особенно актуальна. Дошкольники испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют небольшой словарный запас, не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточность контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Причины недостаточного уровня развития связной речи ребенка:

  1. Проблемы соматического здоровья дошкольника.
  2. Синдром дефицита внимания.
  3. Подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора, телевизора.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Игнорирование родителями речевых трудностей детей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для решения проблемы речевого развития детей с ОВЗ были определены следующие задачи:

  1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии, используя их на всех этапах педагогического процесса.
  2. Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  4. Вовлекать родителей в образовательный процесс.

Для полноценного развития речи детей необходимо создавать условия:

  1. Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.
  3. Изучение состояния устной речи детей.
  4. Создание в детском коллективе атмосферы свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.
  5. Участие родителей в речевом воспитании детей.

Педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ - очень сложное дело. Нужно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным.

В работе с детьми ОВЗ необходимо применять следующие подходы:

  1. Индивидуальный подход.
  2. Предупреждение наступления утомляемости.
  3. Активация познавательной деятельности.
  4. Проведение подготовительных мероприятий.
  5. Расширение знаний об окружающем мире.
  6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и речи.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

  • на определении сохранности познавательного развития для дальнейшей оценки первичности или вторичности проявлений речевого дизонтогенеза в структуре отклоняющегося развития ребенка с ОВЗ;
  • на наличии или отсутствии мотивации ребенка к общению в целом, и к речевому общению в частности;
  • на способность воспринимать и распознавать ребенком обращенную к нему речь (на развитии речевого слуха и фонематического слуха как его компонента);
  • на уровне понимания ребенком обращенной к нему речи;
  • на отсутствии или наличии невербальных средств общения (взгляда, мимических средств, жестов, эмоционально коммуникативных поз, тактильных контактов, вокализаций);
  • на отсутствии или наличии вербальных средств коммуникации;
  • на том, что говорит ребенок - есть ли только отдельные соотнесенные слова, или фраза, или начатки связного высказывания; качество лексического наполнения, возможности грамматического конструирования высказывания;
  • и на том, как говорит ребенок - на качестве фонационного оформления его речи.»[1]

При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности - с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет», словарный запас беден, поскольку основывается на предметной деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы, встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.

Для успешной работы по речевому развитию детей с ОВЗ в группах оформлены речевые уголки. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно только занятий с учителем-логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с воспитателем группы детского сада, родителями, занятия с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Конечно, большое значение в работе с детьми с ОВЗ приобретают игровые технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления. Во время игровой деятельности дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; развивается их речевая активность; расширяется словарный запас детей; происходит автоматизация поставленных звуков речи; дети учатся слушать и думать; выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Часто в своей работе используем нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование ладошками;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Массаж карандашами. Мы знаем, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Мнемотехника (моделирование) - система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Помощь родителей в обучении правильной речи просто необходима. Большинство родителей считают развитие речи детей важной задачей, но, в то же время, не уделяют этой проблеме должного внимания. Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Формы взаимодействия с родителями включает в себя:

  • родительские собрания
  • групповые консультации
  • беседы
  • индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка
  • анкетирование
  • проведения совместных мероприятий
  • показ открытых занятий
  • информационные выставки

Только совместная работа учителя - логопеда, специалистов, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основание рассчитывать на положительные результаты.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Литература

  1. Григоренко, Н.Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2017 - №2 - С. 88-93.
  2. Григоренко, Н.Ю., Покровская, Ю.А. Дислалия. Логопедическая работа при нарушениях звукопроизношения. [Текст] Учебное пособие / Отв. ред. д.п.н., проф. Е.В.Оганесян. - М.: НАНОО «МСГИ», 2007. - 159 с.
  3. Григоренко, Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода [Текст] / Н.Ю.Григоренко// Педагогическое образование в России. - 2017 - № 11 - С. 132-138.
  4. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова, О.Г.Приходько - М. : Русская Речь, (Серия «Наука - практике»/отв.ред. О.А.Безрукова), 2016. - 112 с.
  5. Танцюра, С.Ю., Мартыненко, С.М., Басангова, Б.М. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. [Текст] - М.:ТЦ Сфера, 2017 - 64 с.