Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.
В.А.Сухомлинский
Проблема обучения чтению, формирования хороших навыков чтения, развития умений в разных видах чтения актуальна как никогда. Согласно данным у российских школьников показатель читательской грамотности ниже среднего из стран-участниц PISA. Это вызывает тревогу у педагогов, возникает необходимость менять что-то в своих подходах к обучению чтению. В 2018 году в рамках исследования Международной программы по оценке образовательных достижений основным направлением стала читательская грамотность.
«Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (определение PISA).
Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам читательской грамотности. Формированию читательской грамотности на уроках иностранного языка способствует работа над развитием следующих умений у учащихся:
- Нахождение и извлечение необходимой информации из текста;
- Интеграция и интерпретация информации;
- Осмысление и оценка прочитанной информации в тексте.
В своей практике мы, учителя современной школы, сталкиваемся с затруднениями учащихся при работе с текстом. Учитель работает в современных условиях, когда дети не читают, мало читают, читают не то или читают не так. На длинном произведении современным учащимся трудно сконцентрировать внимание. Многие учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Изучение иностранного языка предоставляет прекрасные возможности учащимся формировать читательскую грамотность. При работе с иноязычными текстами формируются навыки: читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др. Известно, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Исходя из этого, формулируется основная проблема: как продумать и организовать работу с текстом на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения формировалась читательская грамотность.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка способствует развитию следующих умений у учащихся:
- нахождение и извлечение необходимой информации из текста;
- интеграция и интерпретация информации;
- осмысление и оценка прочитанной информации в тексте.
Структура анализа текста на уроке английского языка:
Pre-reading, дотекстовый (прогнозировать содержание текста. Цель этапа - пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом).
While-reading, текстовый (найти и извлечь запрашиваемую информацию, интерпретировать полученную информацию, определить структуру текста, отделить основные мысли от второстепенных, представлять основное содержание текста в отличном от него формате, определить главные, второстепенные идеи текста, целостно воспринимать его).
Post-reading, послетекстовый (генерировать собственный текст, основанный на прочитанном, своих знаниях и собственной позиции по проблеме текста, определять и выражать собственную аргументированную позицию по проблематике текста, критически анализировать информацию в тексте, соотносить, сравнивать содержание 2-х и более текстов по схожей проблематике).
В нашей школе преподавание английского языка ведется по УМК "Spotlight". В учебнике данной линейки, как и в других учебниках нового поколения, большое внимание уделяется Pre-reading. Авторы предлагают следующего рода предтекстовые задания:
1. Look at the title and the pictures. Who are these men? Where do they work? Read through and check.
2. Read the first exchange. What do you think the interview is about? Listen, read and check.
3. What do you think the postcard is about? Read through and check.
4. Listen to the extracts and match them to the types of music. Which is your favorite type?
5. Have you ever had any of the accidents below? How/When did it happen?
6. Look at the pictures. What do they have in common?
7. Read the speech bubbles. Which opinion do you agree with? Why? и другие.
While-reading - кропотливый, время- и трудоемкий этап работы. На этом этапе предлагаются различные задания, например:
- Read the text and mark the sentences T (true) or T (false) - прием РКМ «Перепутанные цепочки».
- Read the text and complete the sentences.
- Look at the feature titles. Match the titles to the categories. Think of more titles for each category.
- Read the texts and choose the best answer.
- Underline the topic sentences. Replace them with other appropriate ones.
- Read the article and list viewpoints for and against…
Post-reading - творческий, интересный, но сложный заключительный этап анализа текста. Для формирования навыков выражения собственной творческой позиции задания сформулированы следующим образом:
- Your school magazine is holding a humorous/ an adventure/ mystery story competition. Write your story.
- Make your own advertisement for a gadget. Think about…
- Work in groups. Make your own short radio programme on your fastest school/local news.
- Write a story about an accident you had and draw pictures to go with it.
- You go to the school nurse because you are not feeling well. Use the sentences in Ex.1 and your own ideas to act out similar dialogues.
- Collect information using the Internet, then write a short article about a charity in your country.
- Find some food idioms/sayings in your dictionary, or in the Internet and write a short quiz about them for your classmates.
- Imagine you are a lifeguard. Make notes from the text. Use your notes to give a talk to children at the pool.
Для формирования нужных умений и навыков в работе я привлекаю разные дополнительные источники с интересными текстами. Важно, чтобы тексты были интересными, соответствовали возрасту и интересам учащихся. Здесь надо учитывать многие факторы: уровень кругозора, круг интересов, особенности характера, темперамента, склонностей, способностей и т.п. Желательно подбирать тексты познавательного характера, чтобы учащийся обязательно узнал для себя что-то новое из текста.
В 1-й блок текстов включаю тексты, прочитав которые, учащиеся должны понять общую идею текста и установить правильное соответствие между рубриками и текстами. Одна из рубрик лишняя. Тексты первого блока можно разделить на 2 группы.
Первая группа включает в себя установление соответствий между сферой отнесенности текстов (письмо, статья, прогноз погоды, телепрограмма и др.) и самими текстами.
Ко второй группе можно отнести задания, в которых надо установить соответствие между общей идеей текста и его содержанием. Обе группы заданий имеют целью формирование навыков просмотрового чтения у учащихся.
2 блок. Тексты с заданиями найти заданную информацию.
Данный блок можно разделить на несколько групп текстов с заданиями.
В 1 группе даются задания найти конкретную информацию. Тексты рекомендуется располагать по мере возрастания сложности. Это дает детям возможность формировать навыки поискового чтения.
Во 2 группу можно объединить тексты с вопросами. Учащиеся читают сплошной текст, затем отвечают на вопросы по содержанию.
В 3 группу включаются тексты с заданиями на определение верности (T), неверности (F) и отсутствии информации (NS) играют немаловажную роль в выработке нужных читательских навыков. Таких заданий в учебниках нового поколения содержится достаточное количество.
Также в формировании читательской грамотности важна работа с заданиями (4 группа) вставить выражения в текст согласно содержанию.
3 блок. Тексты с заданиями на поиск детальной информации.
Данный вид работы подразумевает поиск детальной информации, для чего предлагаются 3-4 варианта завершения фразы (multiple choice).
4 блок. Тексты с заданиями на логику построения текста.
Этот блок состоит из текстов с заданиями составить логически последовательный текст. Учащимся предлагаются хаотически расположенные части текста. Здесь важно вычленить в каждом отрывке связующее звено, соединяющее этот отрывок с последующим. Здесь большое внимание уделяется активной работе над словами-связками, средствами логической связи.
5 блок. Тексты со словообразованием.
Данного вида работа требует образования от корневых слов, предлагаемых слева или справа от текста, необходимые единицы того же корня (существительные, прилагательные, наречия и т.д.) и правильной видовременной формы глагола. Образование новых лексических единиц производится по словообразовательным моделям английского языка. Тексты могут быть как законченными, так и незаконченными.
Сюда же можно включить тексты с заданием, поставить глагол в нужную форму. Задание можно варьировать: давать один глагол в скобках или предлагать различные видовременные формы как варианты ответов.
6 блок. Тексты с лексическими пропусками.
Данный вид работы над текстом требует обдумывания соответствующего слова, подбора подходящего из предложенных вариантов. Также можно предложить подбор подходящего синонима, работу над омонимами, фразовыми глаголами, антонимами и т.п.
Кроме вышеизложенных стратегий работы с текстом, можно предположить, что все виды работы со словом (лексической единицей), включая работу по написанию писем, эссе и другие являются, по сути, методами формирования читательской грамотности учащихся.
Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует грамотности чтения, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Список литературы
- Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. 1989. №1.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. 7-е изд., стер. Мн.: Выш. шк., 2001
- Ощепкова Т.В., Пролыгина М.М., Старкова Д.А. Приемы обучения различным видам чтения // Иностр. языки в школе. 2005. №3.
- Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - М.: Школьная библиотека, 2005. - 512 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010.
- http://eyange.livejournal.com/94281.html
- https://psy.1september.ru/article.php?ID=200701004 http://festival.1september.ru/articles/599535/