Мастер-класс "Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники"

Разделы: Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника, речевое развитие


Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К.Д.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники;
  • Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц;
  • Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.

Тема нашей с вами встречи - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.

В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет. Примером мнемотехники может служить всем знакомая фраза, которая помогает быстро запомнить цвета радуги: каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • недостаточная сформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • восприятие
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи

Начиная работу по мнемотехнике, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

  1. Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  3. Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  4. Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  5. Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  6. Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
  7. Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  8. Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  9. Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
  10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  • обучающие - содержат познавательный материал.
  • развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Варианты игр с мнемотаблицами:

  1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
  2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. Определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других;
  4. Найти лишнюю картинку;
  5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
  7. Игра "Не зевай, нужную картинку поднимай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
  8. И многие другие.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Практическая часть

Задание 1: педагогам предлагается слово, которое необходимо зарисовать, «закодировать в рисунок».

  • Колокольчик (цветок), сшить, сарафанчик, одуванчик.
  • Малыш, СШИТЬ, КУРТКА, штанишки, шарф.

Задание 2: Составь стихотворение с помощью закодированных рисунков.

Задание 3: Опиши игрушку по мнемотаблице, составь рассказ.

Задание 4: Работа со сказками, угадывание сказок. Предлагаю вам узнать «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.

Задание 5: «Зашифруй число».

Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.

(0 - Н; 1 - Р (раз); 2 - Д; 3 - Т; 4 - Ч; 5 - П; 6 - Ш; 7 - С; 8 - В; 9 - М (много)).

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, вам пригодятся в работе и также понравятся детям. Это очень интересно и увлекательно!

Список литературы

  1. Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
  2. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.