Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в школе

Разделы: Администрирование школы, Профессия — педагог

Ключевые слова: одаренные дети, мотивация к обучению


Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Система работы с одаренными детьми в школе должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка. Стимулирующее, пробуждающее образование, открытие себя в сотрудничестве с другими людьми должно стать основой построения модели работы с одаренными детьми. Таким образом, система работы школы перерастает в построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми. Поэтому основополагающей идеей при разработке модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми является интеграция всех видов деятельности:

  • учебной
  • внеклассной
  • внеурочной
  • внешкольной
  • воспитательной

Такая деятельность предполагает переход от педагогики мероприятия к педагогике сотрудничества и сотворчества

Работа с одаренными детьми предполагает обеспечить разносторонний подход к ребенку, развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми, строиться на постоянном преодолении познавательных трудностей, достижении высокого общего развития, создания благоприятной воспитательной среды.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности школы. Исходя из принципа, что все дети талантливы, мы ставим своей задачей выявление и поддержку не только одаренных детей, но и обучающихся с повышенным уровнем мотивации к обучению. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка в целом и одаренной личности в частности.

Главной целью нашей деятельности стало изучение сложившегося опыта сопровождения развитием одаренных учащихся в школе, выявление положительного опыта и затруднений учителей в области обучения одаренных школьников на уроке и во внеурочное время. В результате проведенной работы выявилась потребность в комплексно-целевой программе по работе с одарёнными детьми «Золотые россыпи». Цель программы - расширение и углубление знания педагогов по вопросам психологии обучения детей разного возраста и пола в условиях общеобразовательной организации. Выявление одаренных детей в нашей образовательной организации проводится педагогами и психологом на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В нашей практике определилась модель работы с одарёнными детьми. В статье представлена технология моделирования системы работы с одаренными детьми на примере школы.

Модель работы с одарёнными детьми

В условиях общеобразовательной организации применяются несколько моделей работы с одаренными детьми, предложенные отечественными учеными и построенные с учетом психологических особенностей умственного развития учащихся.

Анализ ученического потенциала, кадровых ресурсов, материально-технической базы, социальных условий, применительно к нашей школе привел к выбору следующей модели:

"Активизирующая модель" (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др.) направлена на повышение уровня познавательной активности учащегося за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций. В рамках этой модели сохраняются основные моменты традиционного обучения, однако учитываются два основных психологических фактора эффективности обучения: познавательная мотивация и мыслительная активность школьников в условиях разнообразных проблемных ситуаций. Ключевой психологический элемент - "познавательный интерес".

Данная модель способствуют повышению качества образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, обеспечивают ребенку возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей.

Формы деятельности, реализуемые в модели работы с одаренными детьми

Основными формами работы школы с обучающимися с высокими познавательными способностями являются:

  1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  2. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  3. Участие в предметных олимпиадах;
  4. Психологические консультации, тренинги;
  5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  6. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  7. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

В практике работы с одаренными детьми в школе оптимально сочетаются традиционные и новые формы. В учебном процессе используются исследовательские и проектные технологии обучения. Целью использования этих технологий является формирование у обучающихся компетентности работать на достижение планируемого результата.

Продолжение этой деятельности осуществляется на базе научного общества учащихся, расширяется олимпиадное движение, повышается активность участия школьников в конкурсной деятельности и разнообразных проектах.

Механизм управления системой работы с одаренными детьми можно рассматривать с позиции моделирования. Модель содержания основной деятельности административного персонала разработана на основе системно-деятельностного подхода к управлению образованием (Е.Ю. Ривкин и др.) и представлена как конкретный план реализации управленческих функций по развитию детской одаренности.

Механизм управления системой работы с одаренными детьми

Шаг 1. Распределение функций управления системой работы с одаренными детьми на различных уровнях.

На каждом из уровней управления решение методических задач, обеспечение образовательного процесса, планирование и организация деятельности, руководство и контроль, принятие управленческих решений осуществляются в пределах компетенции руководителя. Функциональная модель, разработанная с этой целью, включает все необходимые элементы управления:

1. Директор школы:

  • организует деятельность педагогического коллектива и направляет ее на реализацию программы по работе с одаренными детьми;
  • осуществляет контроль качества образовательного процесса, выполнения развивающих программ и учебно-тематических планов;
  • осуществляет контроль качества подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • создает условия для развития одаренных детей и повышения профессионального мастерства педагогов.

2. Заместитель директора по УВР:

  • оказывает методическую помощь в разработке программ;
  • обобщает и распространяет передовой педагогический опыт;
  • планирует и организует обучение педагогов по повышению их профессионального мастерства.

3. Учитель:

  • составляет программы и планы работы, обеспечивает выбор необходимых форм, методов и средств обучения и соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • осуществляет руководство объединением обучающихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;
  • систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
  • организует работу с родителями и органами детского самоуправления.

Шаг 2. Работа с административным персоналом по повышению управленческой квалификации.

Одной из важных задач при внедрении инноваций является работа с административным персоналом.

В целях повышения управленческой культуры руководящих работников, их информированности о работе с одаренными детьми можно применять активные формы обучения: семинары-практикумы, деловые игры по проблемам, мозговые штурмы, тренинги, планерки, собеседования, изучение опыта работы с одаренными детьми.

Шаг 3. Внедрение системы стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

Внедрение системы стимулирования улучшает показатели деятельности как управленческого персонала, так и педагогических работников. Практика подтверждает, что дифференциация этой системы, выбор критериев оценки деятельности с учетом ее специфики, привлечение к обсуждению коллегиальных органов школы обеспечивают объективность процесса стимулирования:

  • участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства;
  • информация на сайте об успехах и достижениях педагогов и их воспитанников;
  • выдвижение педагогов на награждение почетными грамотами, благодарственными письмами всех уровней;
  • награждение стимулирующими выплатами;

Шаг 4. Внедрение системы поощрительных мер для одаренных детей.

Поощрительные меры являются действенным инструментом повышения мотивации одаренных детей к обучению и к улучшению своих достижений.
Приведение этих мер в систему и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки:

  • вручение премий;
  • занесение на доску почета школы;
  • обеспечение участия в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях различного уровня;
  • поручение ведущих ролей;
  • информация об успехах и достижениях;
  • награждение почетными грамотами и подарками.

Современные подходы к управлению позволяют нам видеть перспективы в организации работы с одаренными детьми, совершенствовать созданную в школе модель на основе принципов научности, системности и актуальности.

Алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей

1. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей: поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.

2. Ресурсы:

  • психологическая служба;
  • профессиональная компетентность педагогов, руководителей всех уровней.

3. Управленческие решения:

  • социальная поддержка одаренных детей;
  • стимулирование педагогов;
  • стимулирование и поощрение одаренных детей.

4. Пути реализации:

  • реализация развивающих программ;
  • выбор технологий развития детской одаренности;

5. Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика развития одаренных детей;
  • рост успехов и достижений одаренных детей;
  • профессиональное определение одаренных детей.

Результативность такой модели работы с одаренными детьми

Показатели

2019г.

2020г.

2021г.

Количество школьников, участвующих в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Шк.ур.

75%

81%

85%

Разные уровни

68%

72%

80%

Количество школьников, участвующих в олимпиадном движении.

Шк.ур.

66%

68%

75%

Разные уровни

42%

45%

47%

Количество школьников, участвующих в работе научного общества.

15%

18%

24%

Количество школьников, вовлечённых в деятельность школьного музея.

13%

21%

28%

Численность школьников, получающих доступные качественные услуги дополнительного образования.

82%

88%

88%

Таким образом, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества. В связи с этим требуется проведение курсов повышения квалификации учителей, просветительская работа среди родителей для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Изучение опыта зарубежной и отечественной педагогики в этой области демонстрирует очевидную недостаточность практической реализации научного опыта в области работы с одаренными детьми. Именно поэтому сегодня каждое образовательное учреждение создает собственную аутентичную модель работы с целью обмена опытом.

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей.

«Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания». Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду.

Цель педагога - выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

Литература

  1. Левит М.В. Как сделать хорошую школу? Практико-ориентированное пособие по проектированию и управлению школой. М.: Центр "Педагогический поиск", 2002.
  2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». М.; Народное образование, 1998.
  3. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. «Развитие личности в обучении». М.; Центр "Педагогический поиск", 1999.