Осмысленное чтение. Работа с текстом. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Дополнительное образование

Класс: 3

Ключевые слова: работа с текстом


Модуль 1

Читаем в любой обстановке

Занятие

1

Класс

3

Общая продолжительность

15 минут

Стиль

Научно-популярный

Объём

122 слова

Источник

Вахрушев А. А., Окружающий мир, 3 класс
В 2 частях. Часть 1. Издательство «Баласс».Москва:/Фрагмент книги

Ход занятия

Чтение вопросов вслух

1 минута

Чтение печатного текста с переходом от громкого шёпота к чтению молча (от громкого к тихому шёпоту)

4 минуты

Ответы на вопросы

5 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарий: Предлагается прочитать вопросы вслух перед чтением текста. Объясняется, что текст по сигналу читается 1 минуту громким шёпотом («жужжащее» чтение), 1 минуту - тихим шёпотом, 1 минуту - с беззвучной артикуляцией! 1 минуту - молча. Медленно читающим детям предлагается читать текст 2 минуты громким шёпотом, 2 минуты - тихим шёпотом. Организуется обсуждение ответов на вопросы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

  1. Что такое почва?
  2. Какое значение имеет в природе почва?
  3. Можно ли считать почву живой частью экосистемы?
  4. Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие?
  5. 5. От чего надо оберегать почву?

Читаем текст

Почва-важнейшая часть экосистемы.

Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов. В почве живёт множество микроскопических разрушителей органических веществ. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. Кроме того, в почве содержится перегной, или гумус. Он образуется в результате неполного разрушения остатков организмов. Перегной склеивает почву в комочки, между которыми легко проникают воздух, вода и живые существа.

Верхний слой почвы, насыщенный перегноем, имеет тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут растения. Самые плодородные и богатые перегноем почвы - чернозёмы. Россия имеет большие запасы чернозёмных земель.

Плодородие почв - одно из главных богатств любой страны. К нему нужно относиться бережно. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Выполняем задание

Первый опыт. Возьмите горсточку почвы и бросьте её в стакан с водой. Что будет подниматься вверх? Что содержится в почве?

Второй опыт. Возьмите горшок с почвой и налейте туда немного воды. Понаблюдайте, вытечет ли она снизу. Сделайте вывод, удерживает ли почва воду.

Модуль 2

Читаем в любой обстановке

Занятие

1

Класс

3

Общая продолжительность

15 минут

Стиль

Научно-популярный

Объём

150 слова

Источник

Вахрушев А. А., Окружающий мир 3 класс. В 2 частях. Часть 1. Издательство «Баласс».Москва:/Фрагмент книги

Ход занятия

Чтение вопросов вслух

1 минута

Чтение печатного текста с переходом от громкого шёпота к чтению молча (от громкого к тихому шёпоту)

4 минуты

Ответы на вопросы

5 минут

Выполнение дополнительного задания

5 минут

Комментарий: Предлагается прочитать вопросы вслух перед чтением текста. Объясняется, что текст по сигналу читается 1 минуту громким шёпотом («жужжащее» чтение), 1 минуту - тихим шёпотом, 1 минуту - с беззвучной артикуляцией! 1 минуту - молча. Медленно читающим детям предлагается читать текст 2 минуты громким шёпотом, 2 минуты - тихим шёпотом. Организуется обсуждение ответов на вопросы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах.

Читаем вопросы

  1. Какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса?
  2. Какие преимущества имеют деревья перед травами?
  3. Что дают деревья растениям нижних «этажей»?
  4. Объясни с помощью текста, почему дерево не могло бы жить без своих частей: листьев, ствола, корней.
  5. Как ты думаешь, почему в сплошном еловом лесу нижние «этажи» так бедны растительностью?

Читаем текст

Лес - это экосистема из нескольких «этажей».

Высокие деревья составляют верхний «этаж» леса. Им достаётся больше солнечного света. Кустарники, травы и мхи вынуждены мириться с затенением. Зато деревья дают им прохладу и влажность в жару, защищают от сильных ветров. Каждое растение приспособилось к своему «этажу» и не может жить вне леса.

В кроне дерева кипит невидимая глазу работа. Ветви подставляют листья солнцу, стараясь уловить каждый луч. Листья производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева.
Кора не только защищает ствол дерева. Внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу. Поранив кору, можно нарушить движение соков, и дерево может погибнуть.

Широко раскинулись под землёй мощные корни. Они не дают дереву упасть даже при сильном ветре. Корни глубоко проникают в почву и добывают из неё воду и минеральные вещества. Деревья используют свойство тонких трубочек всасывать жидкость. Так по тонким сосудам корней и ствола на место воды, испарившейся из листьев, всасывается вода из почвы.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Выполняем задание

Задание 1. Рассмотри рисунок, где представлены обитатели экосистемы леса. Вспомни, что обозначают стрелки. Назови цепи питания, изображённые на рисунке.

Задание 2. Какие из этих деревьев сбрасывают листву на зиму?