Использование инфографики на уроке как средство развития предметных и метапредметных компетенций младшего школьника

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: младшие школьники, инфографика


Шпаргалка - это полезно или вредно? Полезно! Фиксация важной информации, краткая «выжимка», активизация зрительной и моторной памяти. Можно записать. А записал - значит, запомнил. Можно скопировать текст, вырезать только нужное и приклеить на шпаргалку. Можно просто отредактировать текст и оставить только нужное. Всё это является результатом анализа и систематизации информации, что так или иначе приводит к запоминанию. А можно сделать то же самое, но с меньшими временными затратами. Можно нарисовать шпаргалку, используя собственные и известные пиктограммы, рисунки и символы. При этом текста либо вообще нет, либо он используется минимально. Современная шпаргалка должна соответствовать быстро развивающемуся и меняющемуся миру, быть такой же оперативной, но при этом информативной. И это инфографика - графика, несущая информацию.

Как часто приходится слышать: «У меня плохая память, ничего не запоминаю», «Читал, читал, а не помню» и т.д. Учёные утверждают, что результаты нашего чтения во многом зависят и от способов запоминания. Существует непроизвольное и произвольное запоминание, смысловое и механическое. Непроизвольное запоминание осуществляется по принципу: «Мне запоминается», произвольное - по принципу: «Я запоминаю».

Мы запоминаем по-разному: своими словами, близко к тексту и дословно. В читательской практике преобладает запоминание своими словами. Оно формируется из запоминания близко к тексту.

Дети младшего школьного возраста имеют недостаточный словарный запас, чтобы перевести текст на язык собственных мыслей. Детская память обладает «фотографичностью». Детям легче запомнить текст почти дословно, нежели пересказать его своими словами. С возрастом способность «фотографического» чтения уменьшается, зато развивается способность запоминать текст «своими словами». Это является результатом освоения разнообразных способов мышления. Запомнить своими словами - значит, осуществить смысловое свертывание изучаемого материала. А запомнить с помощью своих символов - значит, придать символу смысл и схематично его нарисовать. При этом решается два вопроса. Во-первых, дети младшего школьного возраста пишут медленно, а зарисовать получается быстрее. Во-вторых, придумывая свои символы для записи материала, ребёнок включает фантазию и, используя ассоциации, быстро и точно запоминает, и воспроизводит нужную информацию.

Великий полководец А.В.Суворов говорил, что «память-это кладовая ума, но в этой кладовой есть много перегородок, поэтому надобно скорее всё укладывать куда следует. Уложить знания быстро и куда следует помогает выработка навыков работы по алгоритмам. Если мы знаем дорогу к определенному дому, нам не надо размышлять над тем, как к нему дойти.»

Сейчас я предлагаю проанализировать 10 лучших способов запоминания, приведенные на сайте МПГУ, с точки зрения использования инфографики и её эффективности при запоминании материала.

1. «Запомнить все: усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это, когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было.

Инфографика - это и есть метод «припоминания». Глядя на символ, необходимо вспомнить его значение.

2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой. Психологи посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое - сразу же после прочтения, второе - через 20 минут, третье - через восемь часов, четвертое - спустя сутки.

Хочу согласиться, что лучший способ повторения - это периодичность. Но насколько быстрым это повторение оказывается, если не перечитывать текст, а лишь взглянуть на свои зарисовки.

3. Эббингауз так же открыл «эффект края». Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста.

Начало текста - это определение темы, конец текста - это выводы. А данная информация в первую очередь и обязательно попадает в схематическую запись.

4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче.

Что может быть интереснее и эмоциональнее, чем собственные зарисовки при изучении темы. Что бы вам было интереснее - зарисовать или записать? Младшие чаще школьники выбирают рисунки.

5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают - пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом.

Это высказывание полностью об инфографике - это её гимн.

6. Важное от руки.

Исследования показывают, что, записав информацию, а в нашем случае зарисовав, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.

7. Прочитайте вслух.

Вы точно лучше запомните, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге. Используя инфографику, легко задействовать все перечисленные каналы восприятия информации.

8. Перескажите. Это поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию.

Пересказ по плану, доказано, даётся легче. При этом план - это изложение при помощи кратких заголовков, и никто не запрещает заменить заголовки рисунками.

9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти.

Это точно не противоречит принципам инфографики. Сжимайте правый кулак и проверяйте эффективность!

10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. Известно, что восьмой римский политический деятель и оратор Цицерон запоминал свои речи, репетируя их при хождении из комнаты в комнату. Важная мысль увязывалась с той частью обстановки комнаты, которая была перед глазами. Выступая в римском сенате, он мысленно повторял свою «маршрутную» речь.

Этот способ запоминания так же легко можно совместить с использованием инфографики, расположив в разных комнатах разные символы.

Используйте разнообразные смысловые опоры! Разрабатывайте планы прочитанного, чертите графики, создавайте рисунки, определенные символы - и всё это инфографика! Главное, чтобы выбранные символы обрели нужный смысл. Ведь фантазия и ассоциации бывают коварны. Вспомните чеховского героя, который никак не мог припомнить «лошадиную» фамилию: то ли Кобылий, то ли Жеребцов, Кобылятников, Жеребятников... Помогла случайность. Доктор, приехавший к больному удалить зуб, попросил у приказчика, вспоминавшего «лошадиную» фамилию, овса, и того сразу осенило: «Овсов».