Формирование навыка орфографической зоркости младших школьников

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: орфографическая зоркость


Работая учителем, я пришла к выводу, что проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что учащиеся не видят орфограмму, не умеют применять на практике правила правописания.

Письмо - это вид речи, с помощью которого человек выражает свои мысли. Необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. В устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, мимика, жесты. В письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. В начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли при письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли.

Этапы решения орфографических задач

  • Определение места возникновения орфографической задачи. Определение к какой группе правил относится орфограмма. Знание правила является теоретической базой.
  • Применение правила на практике на основе алгоритма.
  • Различные виды упражнений, позволяющие выработать орфографические навыки.

Развитие орфографической зоркости следует начинать с первого класса. Сначала необходимо познакомить учащихся с признаками, по которым они могли бы обнаруживать орфограммы. Для гласных таким признаком является безударность, для согласных, парных по звонкости - глухости, - положение на конце и в середине слова перед другими согласными.

Обучение орфографии в период обучения грамоте носит пропедевтический характер: учащие практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи.

Задания (игры), которые способствуют наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте

«Где ударение?» Учитель называет слова с ударением на разных слогах (речка, стена, ласточка, молоко, собака, урок, дерево), дети поднимают карточку с цифрой - порядковым номером ударного слога.

«Ударение меняет смысл». На доске записываются слова со знаками ударения: хлопок, полки, пропасть, стоит, замок, стрелки, кружки, мука. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово и объяснить смысл данного слова.

«Сильный - слабый». На доске записаны слова: колено, бегуны, часовой, зимовка, кормушка, деловой, храбрецы, чистота. Детям предлагается обозначить сильную позицию гласного знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.

«Поединок». Играющим вручаются списки слов: стол, сад, пол, лист, мост, винт, глаз, снег, шип, рог. Каждый игрок по очереди читает слово, а «противник» в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Современные «Азбука» и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте. В последующих классах эта работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, правила правописания изучаются на морфологическом уровне.

Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений и является результатом многократных действий.

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости

1. Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Например: «за - пишу з с гласной а, т.к. [з]- твердый». Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Такое письмо исключает пропуски букв.

2. Списывание. Обучение списыванию провожу поэтапно.

  • Прочитай слово или предложение.
  • Найди орфограммы.
  • Прочитай орфографически.
  • Проговори.
  • Запиши (слово или предложение закрыто).
  • Проверь. Назови орфограммы (слово или предложение открывается).

3. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

На доске записано предложение: Убегали тропинки кривые по цветущим полям до реки.

  • Прочитайте предложение.
  • Найдите и докажите орфограммы (работа ведется коллективно).
  • Прочитайте орфографически.

Предложение закрывается и учитель диктует его. После записи учащиеся находят и устно доказывают орфограммы (самостоятельно). Затем открывается запись на доске. Дети сравнивают и разбираются ошибки.

Такой вид письма развивает зрительную и слуховую память, мышление, речь, фонематический слух, внимание, орфографическую зоркость.

4. Письмо по памяти развивает память, мышление, речь, внимание, самоконтроль, орфографическую зоркость.

5. Комментированный диктант. Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированному письму начинается в период обучения грамоте.

6. Выборочный диктант позволяет за короткое время отработать и закрепить правописание слов (словосочетаний) на изученные правила.

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
И.Бунин

- Выпишите 3 слова с безударной проверяемой гласной в корне. Подберите проверочное слово. Выделите орфограмму.

Такой вид работы исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов, развивает орфографическую зоркость, способствует согласованности действий при работе в коллективе.

7. Творческие работы

Это самый трудный вид работы, является подготовительным этапом к сочинению, развивает речь, мышление, воображение, обогащает словарный запас учащихся.

  • Используя данные слова (словосочетания), составь предложение (текст).
  • Запиши предложение, изменяя грамматические формы слов.
  • Дополни предложение только второстепенными членами.
  • Запиши предложение (текст), исключив лишние слова (заменяя их другими, более удачными).
  • Продолжи текст по данному началу или закончи рассказ.

Достичь орфографической грамотности учащихся можно ежедневным упорным трудом. Развивать орфографическую зоркость мне помогают орфографические зарядки (минутки), которые включаю в каждый урок русского языка.

1. Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?

Сугро (б/п), сне (к/г), заво (д/т), шка (ф,в), рука (ф/в)

2. Прочитайте слова: родник, цепочка, скрипач, садовник, словарь. Что объединяет эти слова? (существительные именительного падежа единственного числа; в каждом слове есть безударная гласная в корне).

Докажите безударную гласную в корне.

Найдите лишнее слово (цепочка, т.к. существительное 1 склонения).

3. При изучении темы «Правописание глаголов 2 лица единственного числа».

Прочитайте слова: разрушаешь, гладят, поменяешь, дружба, расшатаешь, подсчитаешь, надпишешь, накормишь.

Исключите из цепочки лишние слова по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(дружба - существительное, а остальные - глаголы;
гладят - глагол мн. числа, а остальные - ед.числа.;
разрушаешь - глагол настоящего времени, а остальные - будущего;
накормишь - глагол имеет окончание -ишь, а остальные - ешь;
поменяешь - приставка оканчивается на гласную букву, а в остальных - на согласную;
подсчитаешь - приставка с безударной гласной о, а в остальных - с а;
расшатаешь - безударная гласная в корне, а в слове надпишешь - нет;
надпишешь - последнее слово в цепочке)

4. Различные группировки.

5. Исправление ошибок в предложении.

Одним из приемов повышения грамотности учащихся считаю развитие орфографической зоркости при работе над ошибками. Работа над ошибками является средством закрепления орфограммы и носит пропедевтический характер. Цель работы над ошибками: объяснить орфограммы, закрепить навыки правописания, дать установку на самостоятельную работу.

Работу над ошибками начинаю с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной работе.

Фронтальная работа над типичными ошибками необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками по карточке.

В своей работе использую памятку для индивидуальной работы над ошибками.

Орфографическая грамотность - это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.