Работая учителем, я пришла к выводу, что проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что учащиеся не видят орфограмму, не умеют применять на практике правила правописания.
Письмо - это вид речи, с помощью которого человек выражает свои мысли. Необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. В устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, мимика, жесты. В письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. В начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли при письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли.
Этапы решения орфографических задач
- Определение места возникновения орфографической задачи. Определение к какой группе правил относится орфограмма. Знание правила является теоретической базой.
- Применение правила на практике на основе алгоритма.
- Различные виды упражнений, позволяющие выработать орфографические навыки.
Развитие орфографической зоркости следует начинать с первого класса. Сначала необходимо познакомить учащихся с признаками, по которым они могли бы обнаруживать орфограммы. Для гласных таким признаком является безударность, для согласных, парных по звонкости - глухости, - положение на конце и в середине слова перед другими согласными.
Обучение орфографии в период обучения грамоте носит пропедевтический характер: учащие практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи.
Задания (игры), которые способствуют наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте
«Где ударение?» Учитель называет слова с ударением на разных слогах (речка, стена, ласточка, молоко, собака, урок, дерево), дети поднимают карточку с цифрой - порядковым номером ударного слога.
«Ударение меняет смысл». На доске записываются слова со знаками ударения: хлопок, полки, пропасть, стоит, замок, стрелки, кружки, мука. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово и объяснить смысл данного слова.
«Сильный - слабый». На доске записаны слова: колено, бегуны, часовой, зимовка, кормушка, деловой, храбрецы, чистота. Детям предлагается обозначить сильную позицию гласного знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.
«Поединок». Играющим вручаются списки слов: стол, сад, пол, лист, мост, винт, глаз, снег, шип, рог. Каждый игрок по очереди читает слово, а «противник» в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.
Современные «Азбука» и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте. В последующих классах эта работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, правила правописания изучаются на морфологическом уровне.
Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений и является результатом многократных действий.
Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости
1. Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Например: «за - пишу з с гласной а, т.к. [з]- твердый». Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Такое письмо исключает пропуски букв.
2. Списывание. Обучение списыванию провожу поэтапно.
- Прочитай слово или предложение.
- Найди орфограммы.
- Прочитай орфографически.
- Проговори.
- Запиши (слово или предложение закрыто).
- Проверь. Назови орфограммы (слово или предложение открывается).
3. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
На доске записано предложение: Убегали тропинки кривые по цветущим полям до реки.
- Прочитайте предложение.
- Найдите и докажите орфограммы (работа ведется коллективно).
- Прочитайте орфографически.
Предложение закрывается и учитель диктует его. После записи учащиеся находят и устно доказывают орфограммы (самостоятельно). Затем открывается запись на доске. Дети сравнивают и разбираются ошибки.
Такой вид письма развивает зрительную и слуховую память, мышление, речь, фонематический слух, внимание, орфографическую зоркость.
4. Письмо по памяти развивает память, мышление, речь, внимание, самоконтроль, орфографическую зоркость.
5. Комментированный диктант. Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма. Обучение детей комментированному письму начинается в период обучения грамоте.
6. Выборочный диктант позволяет за короткое время отработать и закрепить правописание слов (словосочетаний) на изученные правила.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
И.Бунин
- Выпишите 3 слова с безударной проверяемой гласной в корне. Подберите проверочное слово. Выделите орфограмму.
Такой вид работы исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов, развивает орфографическую зоркость, способствует согласованности действий при работе в коллективе.
7. Творческие работы
Это самый трудный вид работы, является подготовительным этапом к сочинению, развивает речь, мышление, воображение, обогащает словарный запас учащихся.
- Используя данные слова (словосочетания), составь предложение (текст).
- Запиши предложение, изменяя грамматические формы слов.
- Дополни предложение только второстепенными членами.
- Запиши предложение (текст), исключив лишние слова (заменяя их другими, более удачными).
- Продолжи текст по данному началу или закончи рассказ.
Достичь орфографической грамотности учащихся можно ежедневным упорным трудом. Развивать орфографическую зоркость мне помогают орфографические зарядки (минутки), которые включаю в каждый урок русского языка.
1. Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?
Сугро (б/п), сне (к/г), заво (д/т), шка (ф,в), рука (ф/в)
2. Прочитайте слова: родник, цепочка, скрипач, садовник, словарь. Что объединяет эти слова? (существительные именительного падежа единственного числа; в каждом слове есть безударная гласная в корне).
Докажите безударную гласную в корне.
Найдите лишнее слово (цепочка, т.к. существительное 1 склонения).
3. При изучении темы «Правописание глаголов 2 лица единственного числа».
Прочитайте слова: разрушаешь, гладят, поменяешь, дружба, расшатаешь, подсчитаешь, надпишешь, накормишь.
Исключите из цепочки лишние слова по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
(дружба - существительное, а остальные - глаголы;
гладят - глагол мн. числа, а остальные - ед.числа.;
разрушаешь - глагол настоящего времени, а остальные - будущего;
накормишь - глагол имеет окончание -ишь, а остальные - ешь;
поменяешь - приставка оканчивается на гласную букву, а в остальных - на согласную;
подсчитаешь - приставка с безударной гласной о, а в остальных - с а;
расшатаешь - безударная гласная в корне, а в слове надпишешь - нет;
надпишешь - последнее слово в цепочке)
4. Различные группировки.
5. Исправление ошибок в предложении.
Одним из приемов повышения грамотности учащихся считаю развитие орфографической зоркости при работе над ошибками. Работа над ошибками является средством закрепления орфограммы и носит пропедевтический характер. Цель работы над ошибками: объяснить орфограммы, закрепить навыки правописания, дать установку на самостоятельную работу.
Работу над ошибками начинаю с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной работе.
Фронтальная работа над типичными ошибками необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками по карточке.
В своей работе использую памятку для индивидуальной работы над ошибками.
Орфографическая грамотность - это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.