Методическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная деятельность


Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому особое значение в нашем детском саду уделяется театрализованной деятельности, ведь это прекрасное средство для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Театр - самый доступный и демократичный вид искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных и волевых качеств личности, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Известный детский психолог А.В.Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях.

В работе с дошкольниками мы используем такие программы как:

1. «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, основными задачами которой являются последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

2. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.

Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

3. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.Антипиной. Цель программы - развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Важным аспектом в развитии интереса к театрализованной деятельности является предметно-пространственная среда, которая не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. В каждой группе детского сада есть театральные уголки, в которых имеются различные виды театров, это и пальчиковый театр, бибабо, театр на ложках и театр миниатюр в коробочке. Педагоги творчески подходят к оформлению и пополнению предметно-пространственной среды по театральной деятельности, совместно с детьми и с помощью родителей воспитанников материал по театральной деятельности постоянно пополняется и обновляется. Так в ходе подготовки к конкурсу «Театральный калейдоскоп» педагоги и дети ответственно и творчески подошли к изготовлению персонажей и декораций для театров. Поделки получились интересные, каждая по-своему уникальна, эстетически оформлена. В процессе создания персонажей для кукольных спектаклей были использованы разнообразные техники и материалы.

Для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности мы используем различные формы работы с дошкольниками, такие как театрализованные игры, игры-драматизации. Театрализованная деятельность организуется в утренние и вечерние часы, а также включается в ООД: музыку, рисование и т.д., но наиболее эффективной формой работы в этом направлении является проектная деятельность, так как в процессе реализации проекта решаются задачи всех образовательных областей, а также осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так в процессе реализации проектов «Праздник искусства «В гостях у сказки» и «Создадим театр сами с куклами и чудесами», дети сами выбирали себе наиболее интересное занятие: они сочиняли сказку по методике «Карты Проппа», при этом решались задачи речевого и социально-коммуникативного развития, изготавливали элементы костюмов, создавали занавес и т.д.

Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов. В процессе реализации проектов дети придумывали и изготавливали декорации из различного материала: коробок, картона, ткани, поролона и т.д., при этом решались задачи художественно-эстетического и познавательного развития. С большим интересом дошкольники оформляли афишу и пригласительные билеты к спектаклю, а также разучивали танцы и песни, учили роли, совместно с родителями и педагогами шили костюмы и изготавливали аксессуары, при этом каждый ребенок вносил свой вклад в общее дело, раскрыл свои индивидуальные способности, применил свои знания и приобрел свой пусть маленький, но все же опыт в театрализованной деятельности.

Огромное значение в развитии интереса к театрализованной деятельности ребенка имеет компетентность педагога. В связи с этим педагоги СП «Детский сад Журавушка» прошли курсовую подготовку по таким темам как: «Организация обучения театральной деятельности в ДОУ в условиях ФГОС ДО», «Современные методы и проемы использования театральной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», «Содержание и методики использования театральной деятельности в ДОО как эффективное средство развития творческих способностей дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». Так же в детском саду в работе с педагогами используются такие формы работы как анкетирование, консультации, мастер-классы и т.д.

С родителями воспитанников проводятся беседы, консультации родительские конференции, анкетирование, а также совместные развлечения и просмотры спектаклей.

Таким образом, все это направлено на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие его коммуникативных, художественных, способностей познавательных интересов, и проявлению индивидуальности посредством театрализованной деятельности.