Проектная задача как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: проектная деятельность, проект в начальной школе


Проект инновационной площадки «Проектная задача как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе»

Пункт программы

Содержание

1

Тема (название) проекта

Проектная задача как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе

2

Актуальность проекта,
обоснование инновации в целом, в том числе обоснование целесообразности ее внедрения на территории Селтинского района

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из таких форм является проектная деятельность. Проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме. Причинами этого чаще всего называют: физиологические особенности детей младшего школьного возраста; отсутствие у учащихся начальных классов необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний; отсутствие самостоятельности в выборе темы; недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный.

3

Исходные теоретические положения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом и к поиску и разработке новых моделей и технологий образования школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Сегодня образование ориентировано не на трансляцию знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий и обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

4

Цель проекта

Создание условий для развития профессиональных компетенций педагогических работников по проблеме моделирования и организации деятельности обучающихся технологии «Проектная задача».

5

Задачи проекта

1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогического работника в технологии «Проектная задача»;
2.Распространение новой педагогической технологии «Проектная задача» через комплекс образовательных событий: методические семинары, стажировки для педагогов, открытые уроки по решению проектных задач;
3.Создание базы проектных задач для обучающихся начальной школы.

6

Ожидаемые результаты

Апробация новой педагогической технологии «Проектная задача» педагогами начальной школы - методическая разработка урока и его анализ.

7

Продукты проектной деятельности, предложения по распространению

1.Издать методический сборник проектных задач;
2.Установить сетевое взаимодействие со школами, внедряющими технологию «Проектная задача».

8

Участники проекта

Творческая группа педагогов реализующих направление решение проектных задач

9

Партнёры

Члены методического объединения начальных классов

10

Ресурсы

материально-технические: проектор, интерактивная доска, ноутбук;
научно-методические: методическая копилка разработок «Проектных задач».

11

Критерии оценки эффективности проекта

Содержательно-деятельностный эффект: Технологичность, возможность для воспроизведения педагогической инновации другими учителями;
Образовательный эффект: Высокий уровень учебных и внеучебных достижений, мотивации и социализации обучающихся;
Социальный эффект: Высокая практическая направленность и ценность проводимых уроков.

12

Диагностический инструментарий

1.Наблюдение;
2.Тестирование уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся начальной школы.

13

Этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации - 3 года
1 этап теоретико-проектировочный сентябрь-ноябрь 2017 года
2 этап конструкторско-внедренческий с декабря 2017по декабрь 2019 года
3 этап рефлексивно-обобщающий январь-май 2020 года

14

План реализации проекта

1.Теоретический семинар: Современная инновационная образовательная технология «Проектная задача» и ее применение в образовательном процессе и основные приемы работы - 2.11.2017г.
2. Творческая мастерская для молодых специалистов «Требования к современному уроку с позиции личностно
ориентированного обучения. Проектная задача как средство формирования метапредметных результатов обучающихся»
Мастер-класс «Роли участников проектной задачи» - январь 2018г.
3.День открытых дверей «Проектная задача как средство формирования метапредметных результатов обучающихся. Представление опыта работы»-март 2018г.

15

Возможные риски

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта;
Отказ партнёров от сотрудничества.

16

Пути преодоления негативных последствий

1.Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования;
2.Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для участников творческих групп;
3.Индивидуальная работа с педагогами;
4.Оптимизация процесса выполнения задания творческими группами для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах.