Развитие предметной одарённости на уроках математики в рамках подготовки к ОГЭ в 9-м классе

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: одаренные дети, ОГЭ по математике


«Ученик умственно воспитывается лишь тогда,
когда по отношению к знаниям он занимает
не пассивную, а деятельную позицию.
Только при этом условии учение, познание
доставляет ему глубокие чувства радости,
удовлетворенности, взволнованности,
эмоциональной приподнятости»

В.А.Сухомлинский

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. С этой потребностью связаны процессы модернизации Российского образования, одним из которых является переход на ФГОС второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом.

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Современная наука различает следующие степени одаренности детей:

  • Первая - сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая - высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
  • Третья - собственно одаренные (15-25 %).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Как видим, одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Современная наука определяет эти понятия как патологию нормы.

Таким образом, около 25 процентов всех детей нуждаются в продвинутом обучении. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые. Однако процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Куда же деваются наши одарённые дети?

Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.

Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.

Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования.

Создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой поможет работа с одаренными детьми. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве.

При рассмотрении вопроса организации работы с одаренными детьми можно выделить три основные проблемы в организации работы с ними

1. Проблема выявления одаренных детей

2. Проблема обучения и развития одаренных детей.

3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

При работе с одаренными детьми важно определить цель, задачи и формы работы.

Цели: развитие и поддержка интереса к предмету.

Задачи:

  • создании благоприятных условий для развития одаренных детей;
  • расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников в российских чемпионатах, творческих конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах, проектах.

Формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, создание проектов;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, консультации по возникшим проблемам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах по предметам;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;
  • посещение предметных кружков;
  • использование современных средств информации.

Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Для развития потенциала обучающихся, организованы разнообразные формы внеурочной деятельности:

  • Факультативные занятия. В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
  • Олимпиады. Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Я принимаю активное участие во всероссийской олимпиаде школьников, провожу факультативные и индивидуальные занятия с одаренными детьми.

Факультативные занятия при подготовке к ОГЭ с одаренными детьми я провожу следующим образом:

  • Постановка проблемы: даю задание второй части ОГЭ;
  • Дети пытаются решить их сами.
  • Если же дети не справились, я задаю наводящие вопросы такие, как «Что дано в задании? Что это означает?», «Что надо найти?», «Что можно сделать с выражением?» и т.д.
  • В некоторых случаях такие вопросы наводят обучающихся к решению данного задания (это задания 21, 23 ОГЭ).
  • Если же все-таки не удалось найти решение, решаем совместно с детьми, после чего обучающиеся могут выполнить задания такого типа.
  • В задании 22 сначала вспоминаем элементы задач на движение, работу, проценты, далее дети их решают сами.

В приложении 1-3 подобраны некоторые задания второй части, которые я использую при подготовке одаренных детей к ОГЭ.

В своей работе придерживаюсь правила: «Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется».