«Ученик умственно воспитывается лишь тогда,
когда по отношению к знаниям он занимает
не пассивную, а деятельную позицию.
Только при этом условии учение, познание
доставляет ему глубокие чувства радости,
удовлетворенности, взволнованности,
эмоциональной приподнятости»
В.А.Сухомлинский
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. С этой потребностью связаны процессы модернизации Российского образования, одним из которых является переход на ФГОС второго поколения.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом.
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Современная наука различает следующие степени одаренности детей:
- Первая - сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
- Вторая - высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.
- Третья - собственно одаренные (15-25 %).
- Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Как видим, одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Современная наука определяет эти понятия как патологию нормы.
Таким образом, около 25 процентов всех детей нуждаются в продвинутом обучении. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые. Однако процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Куда же деваются наши одарённые дети?
Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.
Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.
Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования.
Создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой поможет работа с одаренными детьми. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве.
При рассмотрении вопроса организации работы с одаренными детьми можно выделить три основные проблемы в организации работы с ними
1. Проблема выявления одаренных детей
2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
При работе с одаренными детьми важно определить цель, задачи и формы работы.
Цели: развитие и поддержка интереса к предмету.
Задачи:
- создании благоприятных условий для развития одаренных детей;
- расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников в российских чемпионатах, творческих конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах, проектах.
Формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, создание проектов;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьных и районных олимпиадах по предметам;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;
- посещение предметных кружков;
- использование современных средств информации.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Для развития потенциала обучающихся, организованы разнообразные формы внеурочной деятельности:
- Факультативные занятия. В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
- Олимпиады. Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Я принимаю активное участие во всероссийской олимпиаде школьников, провожу факультативные и индивидуальные занятия с одаренными детьми.
Факультативные занятия при подготовке к ОГЭ с одаренными детьми я провожу следующим образом:
- Постановка проблемы: даю задание второй части ОГЭ;
- Дети пытаются решить их сами.
- Если же дети не справились, я задаю наводящие вопросы такие, как «Что дано в задании? Что это означает?», «Что надо найти?», «Что можно сделать с выражением?» и т.д.
- В некоторых случаях такие вопросы наводят обучающихся к решению данного задания (это задания 21, 23 ОГЭ).
- Если же все-таки не удалось найти решение, решаем совместно с детьми, после чего обучающиеся могут выполнить задания такого типа.
- В задании 22 сначала вспоминаем элементы задач на движение, работу, проценты, далее дети их решают сами.
В приложении 1-3 подобраны некоторые задания второй части, которые я использую при подготовке одаренных детей к ОГЭ.
В своей работе придерживаюсь правила: «Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется».