Цель. формирование интереса к личности и творчеству великого русского писателя - Льва Николаевича Толстого.
Задачи.
- Расширять, закреплять, обобщать, знания детей о Льве Толстом об окружающем мире в игровой форме.
- Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.
- Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать, персонажам произведений писателя, оценивать их.
Материал: портрет Льва Толстого, атрибуты из произведений писателя (кувшин с камушками, косточки от сливы, косточка от мяса, жареный гусь (муляжи), кукла, перепачканная в саже, гроздь зелёного винограда), книжная выставка, картинная галерея, жетоны, мультимедийное оборудование, презентация о Л.Н.Толстом.
Ход игры-викторины
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в игровое путешествие в Ясную Поляну - на родину великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Вы хотите в нее попасть? Тогда вам нужно постараться. Вы должны отгадать загадки, из детских книг писателя. Каждый правильный ответ - это билетик в Ясную Поляну.
Загадки о явлениях природы.
- Один льёт, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава).
- Один говорит: «Побежим, побежим; другой говорит: «Постоим, постоим»; третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся». (Река, берега, трава).
- Дедушка без топора мост мостит. (Мороз).
- На дворе горой, а в избе водой. (Снег).
Загадки о предметах быта.
- Черненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок).
- Два кольца, два конца - в середине гвоздь. (Ножницы).
- Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок).
- Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатки).
- У двух матерей по пяти сыновей. (Руки).
Загадки об овощах.
- Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Луковица).
- Семьдесят одёжек и все без застёжек. (Капуста).
Воспитатель. Молодцы, все справились. Значит, мы все оказались в Ясной Поляне! (Педагог сопровождает рассказ показом слайдов на экране мультимедийного оборудования). Толстой известен тем, что открыл в своей деревне бесплатную школу для крестьянских детей. А если есть школа, то нужны и книги, по которым учатся. Лев Толстой написал книги для чтения и Азбуку для ребят школы.
Сейчас в Ясной Поляне создан музей писателя.
Мы с вами уже знакомы с некоторыми рассказами, сказками, баснями писателя (дети называют названия произведений).
Предлагаю поиграть в игру «Потерянные вещи».
Цель игры. Развитие памяти, логического мышления.
На столе разложены разные предметы. Воспитатель предлагает детям отгадать, героям каких произведений Толстого они могли принадлежать.
- Кувшин с камушками? (Галка).
- Косточки от сливы? (Косточка).
- Косточка от мяса? (Галка и кувшин).
- Жареный гусь? (Как мужик гусей делил).
- Кукла, перепачканная в саже? (Пожарные собаки).
- Гроздь зеленого винограда? (Лисица и виноград).
Воспитатель. Все правильно, вы молодцы. В школе бывают перемены, во время которых дети играют в различные игры. Толстой с удовольствием играл с учениками. Отдохнём и мы. В то время, когда жил писатель были птицеловы. Это люди, которые ловили птиц. Например, для определения ядовитого угарного газа в доме. Раньше топили печи и, закрыв раньше времени печную трубу, люди могли отравиться газом. Птицы чувствовали угарный газ, люди этим пользовались.
Драматическая (социальная) игра «Птицелов». Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми (коммуникация). Развитие ловкости, выносливости.
Правила игры. Играющие выбирают себе названия птиц, крику, которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
«В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел (выбрал), подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный игрок становится птицеловом. Заранее обговаривается, что играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель. Я предлагаю поиграть еще в одну игру «Что Лишнее?».
Цель. Развитие умения анализировать, группировать слова без выделенного признака. На отдельных листах написаны слова - названия или имена героев произведений писателя. Вы их прочитаете сами, а я вам помогу. Вы должны определить, какие из этих слов лишние.
(Количество карточек с заданиями может варьироваться и зависит от знаний дошкольниками произведений писателя. Педагог рассматривает все варианты ответов, которые могут оказаться правильными).
За правильные ответы дети получают жетоны. В конце игры-викторины жетоны подсчитываются и все дети награждаются дипломами и призами. Вот и закончилось наше путешествие в Ясную Поляну. Уверена, что в будущем вы прочитаете много книг Льва Николаевича Толстого, посетите сами или с родителями музей-усадьбу писателя в Ясной Поляне.
Литература
- Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. (Старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
- Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Авт.-сост.: Аджи А.В., Воронеж: ООО «Метода», 2014 - 128 с.
- Толстой Л.Н. Кот с бубенцом. Басни. - М., Детская литература, 1987. - 32 с.
- Толстой Л.Н. Рассказы о детях. - М., Детская литература, 1988. - 32 с.
- Толстой Л.Н. Сказки, пословицы, загадки. Из «Книг для чтения» и «Азбуки» - М., Детская литература, 1988. - 32 с.
- Интернет-ресурсы. ypmuseum.ru