Важной частью современного образования является формирование у учащихся социально значимых компетенций, умений слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблемных вопросов, строить эффективное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают основу социальной компетентности как важной составляющей личностного развития ребенка, определяют его возможности в сознательной ориентации на точке зрения и позиции собеседника.
Ребенок учится общаться уже с раннего возраста, к моменту поступления в школу он уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Задача начальной школы - сохранить и активно развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, использовать имеющийся потенциал для развития познавательной мотивации, способностей к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, для формирования навыков учебной деятельности, основ нравственного поведения.
Мы полагаем, что наиболее благоприятные условия для формирования навыков эффективной коммуникации у школьников, включения каждого из них в активную познавательную деятельность создаются групповыми формами организации учебного процесса. Они позволяют организовать взаимообучение через сотрудничество и взаимодействие учащихся. При этом, групповые формы работы, как показывает практика, во многом способствуют активизации познавательной деятельности детей, развитию умений успешного общения, навыков самостоятельной учебной деятельности, улучшению межличностных отношений в классе.
В данной публикации хотелось бы поделиться опытом организации групповой работы с учащимися начальных классов в рамках разных видов учебной деятельности.
Практика показывает, что элементы групповой работы важно начинать вводить уже с первых дней учебы детей в школе. Первоклассникам интересно работать со своим товарищем, интересно общаться друг с другом, и такая форма работы будет для них нормой. Однако важной задачей учителя становится формирование таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, умение выслушать и правильно высказать свою мысль, отстоять свою позицию и пр. Так, например, при построении учебного сотрудничества важно учитывать, что такой формы общения в детском опыте, возможно, еще не было, поэтому необходимо обратить внимание ребят на то, каким образом можно выразить свое согласие или несогласие с одноклассниками, как возразить, чтобы не обидеть, как попросить помощи у товарища. С одним - двумя учащимися у доски можно показать варианты эффективного общения: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?», «Почему ты так думаешь?» и т. д. Педагог на первых этапах выступает в качестве образца эффективного взаимодействия, своим личным примером показывает культуру общения, внимательного отношения к участникам диалога, уважение к позиции собеседника. Затем, постепенно, инициатива в общении передается самим учащимся, при этом у них повышается интерес к заданиям, ведь они выступают не только в роли ученика, но и в роли учителя.
Только тогда, когда дети научатся работать в парах, можно приступать к обучению работы в небольших группах, состоящих из четырех и более человек. Как показывает практика, на первых порах овладения приемами групповой работы учащиеся не очень внимательны к ответам одноклассников. Здесь вновь позиция педагога должна быть активна - важно научить учащихся быть толерантными по отношению к товарищу, к разнообразным точкам зрения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться и правильно выражать свои мысли.
Интересным приемом при организации групповой работы является, на наш взгляд, введение так называемых правил работы группы. Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно. Вот основные из них:
- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Говори тихо и спокойно.
- К своим товарищам относись с уважением.
- Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
- В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
Разделение класса на группы - очень важный момент в организации групповой работы, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого ученика в отдельности, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке.
Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются:
- по желанию, при этом объединение в группы происходит по взаимному выбору. Формирование групп по желанию может проходить спонтанно, когда педагогом озвучено условие выполнения задания: разделитесь на группы по (несколько) человек.
- по определенному признаку. Признак может быть задан учителем или учеником, например, по первой букве имени, по времени года рождения и так далее. Этот способ деления интересен тем, что может объединить детей, которые редко друг с другом взаимодействуют, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь друг к другу, с одной стороны, а с другой - общий признак, заданный изначально, сближает объединившихся учащихся. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.
Групповые формы организации деятельности довольно легко вписываются в контекст разных предметов. Так, на уроках русского языка, используя групповую или парную работу, можно привлечь детей к открытию новых знаний. Например, при изучении темы «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения» возникает проблемная ситуация - «Какое окончание написать в слове»:
По дорог… зимней скучной
Тройка борзая бежит.
Учащиеся предлагают разные варианты решения проблемы: можно заглянуть в сборник А.С.Пушкина, а можно найти свой способ написания окончания для всех существительных 1 склонения. Решение проблемной ситуации вполне уместно найти в процессе коллективного обсуждения, не стоит давать готовые ответы! Каждой группе учащихся даются задания: просклоняйте существительные (земля, вишня, лиса, мама, дорога), обсудите, что общего есть у данных слов, сделайте вывод.
Работая в группе, дети активно участвуют в выполнении задания, контролируют друг друга. Ответственность за правильность выполнения задания лежит не на ком-то одном, а распространяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.
Для развития коммуникативных и познавательных УУД при групповой работе уроки математики представляют большие возможности. Например, выбор решения следующей задачи очень успешно проходит в парах.
Задача. Масса ящика 2 кг. Масса ящика с яблоками 15 кг. Трем покупателям продали по 2 кг яблок. Чему равна масса оставшихся яблок?
Обсуди с товарищем, что находили каждым выражением, и какое выражение будет удобным для решения задачи.
а) 15 - 2
б) 3 х 2
в) 15 - 2 - 3 х 2
г) 15 - (2 + 3 х 2)
д) 15 + (2 + 3 х 2)
Приведенный фрагмент урока позволяет развивать интерес к различным способам решения задачи; дает возможность осознать свои способности, развивает умение договориться и найти общее решение.
При изучении порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях было дано такое задание для групповой работы: найти значение выражения 15 х 8 + (365 - 187) - 12 х 8 + (124-88). Наблюдения показали, что в каждой группе учащиеся действовали по-разному: одни стали выполнять действия с комментированием, другие стали решать самостоятельно, сверяя результаты вычислений с результатами товарищей. Только в одной группе дети распределили выполнение действий, что позволило выполнить задание быстрее и успешнее других. В процессе проверки были обсуждены не только результаты выполнения задания и правильный ответ, но и приемы групповой работы, которые повлияли на успех.
Опыт применения групповой формы работы в учебном процессе отчетливо показывает, что данная форма работы создает наиболее комфортные условия для общения учащихся, позволяет им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь. В рамках практически всех учебных предметов организация деятельности в групповой форме способствует развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания, вплоть до построения новых знаний. Именно групповые формы работы являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций учащихся, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я».
Литература
- Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н.Землянская //Начальная школа. - 2008. - № 1. - С.43.
- Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. - 2007. - № 2. - С.26.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова.-М.: Просвещение, 2008.
- Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа / А.Ю.Уваров. - М., 2001.
- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А.Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - С.120.