Современная действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни, что, безусловно, требует от личности современного человека значительной мобильности, высоких познавательных способностей и умения учиться на протяжении всей жизни, высокого уровня развития речи и способности к установлению коммуникации с окружающими. От уровня развития речи на этапе дошкольного детства зависит не только умение правильно и красиво говорить, данный процесс взаимосвязан с основными психическими процессами, поэтому оказывает влияние на формирование личности в целом. В связи с этим, проблема развития речи относится к числу важнейших педагогических задач дошкольной педагогики.
Овладение родным языком - важнейшее условие для социализации, психического и личностного развития ребенка. Но речь лишь тогда становится полноценным средством общения, когда сформированы или скорригированы все ее структурные компоненты. Благодаря постепенному освоению родного языка у ребенка формируются межличностные отношения, становятся глубже эмоциональные проявления, успешнее развиваются положительные качества личности, он учится «думать» и высказывать свои мысли.
Речевое развитие ребенка стало объектом внимания целого ряда как теоретических, так и практико-ориентированных дисциплин: психологии, онтолингвистики, детской психолингвистики, логопедии и других [1; 2; 6; 20]. Развитие речи является ключевым фактором для когнитивного развития ребенка [3], поэтому несмотря на долгую историю исследований эта проблематика до сих пор остается актуальной.
Для дисциплин, занимающихся развитием речи у ребенка, важнейшей является задача определения нормативного или типичного развития ребенка. Решение этой проблемы носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер: оно позволяет определить недоразвитие речи у ребенка, выявляет сильные и слабые стороны речевых аспектов, помогает логопедам и дефектологам ориентироваться, когда и в каком случае начинать комплекс мероприятий по преодолению недоразвития речи. Наконец, соответствие нормативному развитию речи у ребенка во многом предопределяет его готовность к обучению в школе и дальнейшую академическую успешность [3]. Однако остаются вопросы о том, как определить норму для каждого возраста, учитывая вариативность речевого развития [6], и по каким параметрам оценивать развитие речи ребенка, чтобы не возникло ни гипо-, ни гипердиагностики.
Проблемам развития речи были посвящены работы выдающихся педагогов (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Е.А.Флерина, Ф.Фребель и др.). Среди них особое место занимает К.Д.Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Педагог доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Он обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними [10].
Идеи К.Д.Ушинского нашли свое отражение в работах Е.Н.Водовозовой, А.С.Симонович, Е.И.Тихеевой и др.
Е.И.Тихеева создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Ею были определены основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости произношения звуков, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Наиболее полно Е.И.Тихеевой были разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др. [8].
Е.А.Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Она обращала внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми назывались разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних трудах автор писала об игре и других средствах развития речи [11].
Знаток детской речи Ф.А.Сохин доказал, что речевое развитие ребенка - это сложный многоаспектный процесс, включающий различные стороны овладения речью: нейропсихологическую, психологическую, педагогическую, лингвистическую и другие. Он отмечал, что этот процесс зависит от поставленных целей и планируемых результатов [7].
Среди современных авторов, изучавших вопросы развития речи у детей можно отметить: А.Г.Арушанову, А.М.Богуш, Н.В.Гавриш, В.В.Гербову, А.И.Максакову, Н.В.Нищеву, Е.М.Струнину, О.С.Ушакову. В их работах подчеркивалось, что ребенок дошкольного возраста достигает такого уровня освоения языка, когда он становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
Развитие речи у детей понимается как основной показатель интеллектуального развития. Естественно, развитие мышления и речи, как психических процессов, тесно взаимосвязаны. Но развитие речи составляет только часть общего интеллектуального уровня личности ребенка.
Надо учитывать, что для дошкольника речь - это многофункциональное средство. При помощи речи «он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Речь помогает ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности» [1]. Посредством речевой деятельности дети воспринимают и используют окружающие их образы.
Для детей старшего дошкольного возраста «в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир» [2]. В то же время дети учатся говорить и стремятся, чтобы их поняли.
Психологические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год жизни диктует свой темп и ритм. Речевые умения и навыки за такой отрезок времени изменяются кардинально. Активный словарь ребенка этого возраста количество слов увеличивается почти в два раза. Высказывания становятся более образными и эмоциональными.
В.Г.Дмитриева отмечает, что «речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь». Связной называют такую речь, «которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями» [2].
Полноценное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста «позволяет им излагать свои мысли понятным языком» [3]. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя. «Если ранее слова сопровождали действие, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план» [3].
Рассмотрим особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Дошкольное детство - это период активного развития личности, когда открывается мир взрослых и их ролей, различных видов деятельности, взаимоотношений между людьми. Стремление ребенка освоить данные роли становятся мотивом к их «проигрыванию» в игровой деятельности. Именно игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, становится инструментом и одновременно платформой для освоения окружающей действительности. Кроме того, в игре формируются важные для дальнейшей жизни личностные качества и необходимые навыки: умение устанавливать контакт с окружающими, быть партнером по общению, общаться дружелюбно, взаимодействовать в коллективе, действовать активно и творчески, не боясь высказать свое мнение, контролировать свое поведение и свои высказывания [5].
Игра - это особая деятельность, расцветающая в детские годы и сопровождающая человека на протяжении его жизни.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов ребенок начинает вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых, ребенок замечает, что жизнь протекает во взаимодействии с окружающими людьми, в обществе. Мама разговаривает с папой, накрывает на стол, доктор лечит больных, продавец обслуживает покупателей и т.д. Стремление воспроизводить взаимоотношения взрослых в игре приводит к тому, что у ребенка возникает потребность в партнерах, которые бы играли вместе с ним. Отсюда необходимость договариваться с окружающими, организовать совместную игру, включающую несколько ролей [5].
Развитие дошкольника в игре происходит за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, которые прямо нацелены на эстетическое (музыкальные), физическое (подвижные), умственное (сюжетные иди дидактические), нравственное воспитание (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные и др.).
Все игры можно объединить в две группы, отличающиеся степенью участия взрослого и формами детской активности.
Первая группа - игры, в подготовке и проведении которых взрослые принимают косвенное участие. Активность детей имеет творческий, инициативный характер - они могут самостоятельно поставить цель, развить замысел и найти способы решения игровых задач. В самостоятельной игре создаются такие условия, чтобы дети могли проявить инициативу, свидетельствующую об определенном уровне развития интеллекта. К этой группе можно отнести познавательные и сюжетные игры. Они особенно значимы из-за своей развивающей функции.
Вторая группа - это обучающие игры, в которых взрослый, объясняя ребенку правила игры или строение игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В таких играх чаще всего решаются конкретные задачи обучения и воспитания; они направлены на усвоение определенного материала и правил, которым необходимо следовать играющим. Обучающие игры также важны для нравственно-эстетического воспитания дошкольников [6].
Итак, от сформированности игровой деятельности зависит создание необходимых психологических условий и благоприятной почвы для всестороннего развития дошкольников. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации игр, которые используются в практике, установления связей между различными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, которая протекает в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется ее мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть, ребенок играет потому, что ему хочется играть, а, чтобы получить какой-то конкретный результат, как например, в трудовой, бытовой и других видах деятельности.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. В связи с этим, одним из эффективных средств речевого развития детей дошкольного возраста становится игровая деятельность. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, тем большие возможности создаются для развития мыслительной деятельности [4].
Проигрывая жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружескую атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но, самое главное, сюжетно-ролевая игра способствует развитию как монологической, так и диалогической речи ребенка. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Сюжетно-ролевая игра, как наиболее естественный вид деятельности ребенка, помогает ему проникнуть в суть доступных явлений, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Постоянно находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи, обучаются коммуникативным навыкам, умению строить отношения с участниками игры, создавать вокруг себя комфортное пространство. Наиболее эффективным видом игровой деятельности в этом смысле является сюжетно-ролевая игра, в которой самым естественным способом раскрываются творческие способности личности, развивается мышление ребенка, расширяется его словарный запас, что способствует активному формированию речи дошкольника [6].
Довольно эффективным средством формирования речи у дошкольников являются дидактические игры (В.В.Гербова, Т.П.Бессонова, Л.А.Венгер, Л.И.Королева, В.А.Недоспасова и др.). Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность.
Существуют дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, тренировку в звукоподражании и т.д. («Узнай, кто говорит», «Скажи, что звучит», «Что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Как кричит кукушка», «Как звенит колокольчик», «Кто как кричит»…) [3].
При работе с детьми дошкольного возраста необходимо сформировать навыки связной речи, научить правильно образовывать множественное число существительных, притяжательные и относительные прилагательные, трудные формы повелительного наклонения глаголов, новые формы слова; правильно согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимениями и слова в предложениях с использованием предлогов; грамматически правильно строить предложения (простые, сложноподчиненные и сложносочиненные).
Продолжая работу над словом, называя и выделяя свойства, признаки предмета, называя действия, которые тот или иной предмет может совершать, педагог стимулирует формирование и употребление глаголов, прилагательных, наречий. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если мячик зеленый, то какие еще предметы бывают зелеными; если кошка бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
Игры «Холодно - жарко», «Слушай команду», «Когда это бывает?», «Что слева/справа?», «Куда пойдешь?», «Найди игрушку», «Найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать в речи наречия. В подобных играх закрепляется правильное употребление наречий и местоимений, понятия о расположении частей тела (правая рука, левая рука и т.д.), формируются и закрепляются в слове пространственновременные отношения. Отработка этих понятий в дальнейшем уменьшает количество лексико-семантических и структурных ошибок в предложении.
При работе над предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку. Такая работа должна быть осознанной для ребенка, а игровая форма помогает варьировать ситуацию и задания при сохранении одного и того же речевого действия [7].
Т.А.Ткаченко обращает внимание на необходимости подкреплять дидактические игры индивидуальным наглядным материалом, что помогает обеспечить познавательную и речевую активность ребенка; контроль за уровнем сформированности навыков и усвоением знаний; более экономно использовать учебное время [9].
Автор подчеркивает, что подбор лексического материала для занятия в фонетическом плане должен быть свободным, то есть может содержать еще не скорректированные в произношении детей звуки.
При условии правильной работы игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Дидактическая игра является действенным средством совершенствования таких значимых для будущей учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др. [8].
Важное значение в речевом развитии ребенка дошкольного возраста занимает режиссерская игра. Это особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения. В режиссерской игре при одновременном выполнении разных ролей, от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность.
Согласно определению, данному С.Л.Новоселовой, детская игра выступает практическим размышлением ребенка об окружающей действительности, прообразом теоретической мысли взрослого [3].
В исследовании Т.И.Пуховой отмечалось, что степень использования прямой речи в игре старших дошкольников является показателем коммуникативной компетенции ребенка. Дети, наиболее активно использующие прямую речь в режиссерской игре, характеризовались как общительные, т.е. собственную активную позицию в сфере общения они переносили и на своих игровых персонажей. Соответственно «замкнутый» ребенок будет в определенной степени проецировать на своих персонажей собственные коммуникативные особенности.
Взаимосвязь между уровнем сформированности речевых компонентов и физическим развитием привлекала внимание ученых: Е.А.Аркина, Е.Ф.Архипову, Н.А.Берштейна, М.М.Кольцова идр. По мнению педагогов движения, тесно связаны с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг, следовательно, спортивную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.
Спортивная игра воспитывает у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.
Спортивная игра помогает в решении одной из основных задач - вызывает у детей желание говорить, подталкивает их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стих, предписывающий те или иные действия. Дети с большим удовольствием в них, т.к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость.
Таким образом, игра является одним из наиболее эффективных средств развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря использованию игр дети получают возможность научиться, верно строить лексические конструкции, понимать содержание речи окружающих людей.
Проведенный теоретический анализ позволил сделать ряд выводов. К ним относятся следующие положения:
1. В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование речи ребенка и закладываются основы его перехода к новой деятельности - учению. От степени продуктивности этой деятельности зависит дальнейшее развитие его как школьника. Старший дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Ребенок 6 лет достигает такого уровня освоения языка, когда он становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
2. Игровая деятельность служит основой развивающей деятельностью дошкольников. В ходе игры дети познают себя и окружающий мир, учатся согласованно взаимодействовать со сверстниками, но и моделируют ролевой диалог с партнером или игрушкой. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.
3. Различные виды игр (спортивные, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые) способствуют развитию разных сторон коммуникативно-речевой деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание в этом плане имеет сюжетно-ролевая игра, в которой дошкольник закрепляет навыки связной и грамматически верной речи, расширяет свой словарный запас на основе взаимодействия с партнерами по игре.
Список использованных источников
- Гаспарова, Е.М. Дошкольное воспитание /Е.М.Гаспарова. - М.: Наука, 2010. - 113 с.
- Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко. - М.: Наука, 2012. - 123 с.
- Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень / С.Л.Новосёлова, Н.А.Реуцкая. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. - 64 с.
- Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. Том 99. № 3. С. 32-39. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10072
- Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / под ред. А.М. Шахнаровича. - М., 2013 - 128 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф.А.Сохина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 223 с.
- Сохин, Ф.А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития / Ф.А.Сохин // Вопросы психологии. - 1959. - № 5. - С. 112-121.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 2001. - 216 с.
- Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. [Текст] / Т.А.Ткаченко. - СПб., 2007.
- Ушинский, К.Д. Наука и искусство воспитания /К.Д.Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М., 1994. - 512 с.
- Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е.А.Флерина. - М: Академия, 2009. - 210 с.