«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка»
Л.С.Выготский«… только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»
Ш.Амонашвили«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь!»
Китайская народная мудрость
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Современный младший школьник существует в мире высоко развитых информационных технологий, когда школа, учитель, учебник уже не являются единственными источниками информации. В последние годы количество информации, которую обучающийся получает из различных средств массовой коммуникации, существенно преобладает над тем объемом знаний, который предлагает школа. Более того, приходится констатировать тот факт, что эта информация довольно часто идет вразрез со школьным образованием.
Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требованиям, предъявляемым новой эпохи. Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности - творческой, активной, социально - ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально - грамотной. Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.
Возраст младшего школьника является активным периодом формирования познавательных способностей и мировоззренческих представлений. И именно в этот период важно учить ребёнка работать с информационным богатством мира, т.е. формировать его информационную компетентность. Формирование информационной компетентности возможно лишь в реализации деятельностного подхода в обучении. Современный школьник не должен быть вольным слушателем, который только впитывает готовые знания. Перед учителем ставится задача научить ребёнка учиться. Теперь формирование познавательной активности перестаёт быть формальной задачей, т.к. желание дойти до всего самому уже автоматически включает познавательную активность.
Опыт работы в начальной школе показывает, что умение ребёнка работать с информацией определяет в полной мере успешность его обучения не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Надо отметить, что далеко не все имеют данное умение, даже будучи выпускником учебного заведения.
Начальным уровнем формирования информационной компетентности является информационная грамотность, что включает в себя знания, умения и навыки поведенческих качеств школьника. Формирование информационной грамотности - одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
В соответствии ФГОС НОО многочисленные задания, представленные в учебниках и в тетрадях на печатной основе по всем предметам начальной школы, уже способствуют развитию информационной грамотности учащихся.
В современной школе меняется роль учителя: из единственного источника учебной информации для учащихся он становится только умелым режиссером учебного процесса. Активизируется форма взаимодействия «Учитель - ученик». Следовательно, организационные формы учебной работы должны предполагать увеличение доли самостоятельных, индивидуальных и групповых работ, работ творческого, поискового, исследовательского характера. Таким образом, следует перенести акцент с преподавательской деятельности учителя на учебную деятельность учащегося, основанную на инициативе и ответственности самих школьников, в связи, с чем актуально использование парных и групповых форм организации учебно-познавательной деятельности, особенно при переходе к системно деятельностному подходу в обучении.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам - педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать своё собственное будущее.
Почему еще я выбираю проектную деятельность на уроках информатики?
На этот вопрос отвечу словами автора учебно-методического комплекса по информатике в начальной школе Н.В.Матвеевой «Умение работать с информацией на интуитивном уровне - это природный дар, присущий каждому человеку. Другая важная сторона нашей жизни - умение осознанно работать с информацией: целенаправленно осуществлять ее поиск, представление на носителе, хранение, преобразование, передачу. Важным является и умение использовать полученную информацию, чтобы осознанно управлять собой - своей жизнью, учебной и производственной деятельностью».
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать собственное будущее.
Изучение информатики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование информационной культуры, алгоритмического мышления;
- развитие личностно-интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств, видов восприятия памяти
Особенности преподавания информатики, в соответствии с новой парадигмой образования, а так же углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого предмета, позволяют выделить два аспекта в его изучении в начальной школе, отражающие рост их общеобразовательной значимости и степени творчества:
Курс информационных технологий, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовки школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
Алгоритмический, связанный с обобщением первичных умений по использованию компьютера в практической деятельности, формированием и развитием алгоритмического мышления школьников.
Теоретическая и прикладная разработка проблемы развития младших школьников была выполнена Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и другими. В ходе исследований было выявлено, что ученик младшего школьного возраста может решать свои образовательные задачи, если в обучении будут возникать и развиваться следующие основные новообразования: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-творческое мышление, произвольное управление поведением.
Применяемые в начальной школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физиологического и умственного развития школьников младших классов. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе, вопрос о разработке методик обучения информационным технологиям в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особо остро.
Одной из особенностей преподавания информационных технологий в начальной школе является проведение физминуток. Физминутки необходимо проводить, делая перерывы в практических занятиях на компьютере. Они должны включать в себя упражнения для глаз, спины и шеи, для кистей рук. С комплексом упражнений ребята начинают знакомство уже на первом уроке информатики. Важно приучить детей делать перерывы в работе, объяснять им, что это необходимо для сохранения их здоровья.
Проведение урок информатики на основе игровых методик в младших классах выходит на первый план. Эти методики, включая в себя все формы работы представляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает возможность создать и сплотить весь коллектив.
Программа пропедевтического этапа обучения информатики основана на совмещении в одном уроке двух линий - алгоритмической и линии информационных технологий. Каждый урок в начальной школе делиться на две части (20-25 минут). Первая часть урока отводится на изучение линии логики и алгоритмов (безмашинный метод), вторая часть - на изучение линии информационных технологий (и использованием компьютера). Деление урока обусловлено тем, что детям 6-11 лет по медицинским показаниям не рекомендуется проводить за компьютером непрерывно более 20-25 минут. При таком раскладе учебного времени наиболее полно выполняются санитарно-гигиенические требования к учащимся младших классов.
В младших классах приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых.
Исходя из этого, учитель должен построить свой урок соответствующим образом. Первую половину урока мы изучаем теоретический материал, вторую половину занимаемся изучением компьютера, своеобразной границей между ними служит физминутка. Важно так спланировать урок, чтобы существовала связь между теоретическим и практическим материалом, изучаемым в рамках одного урока.
На уроках информатики мы с ребятами путешествуем по стране «Информатика» вместе с Компьюшкой. Ребята вместе с ним учатся, решают задачи, помогают ему, исправляют его ошибки, таким образом получая новые знания. Учащимся нравятся игры типа: «Найди ошибку», «Помоги Компьюшке». Они с удовольствием играют, постепенно осваивая новые, сложные понятия. Еще один важный аспект в обучении - это умение пользоваться компьютерным языком. Для этого на каждом уроке мы играем в игру «Пропущенная буква». На доске или экране, а так же может на карточках записаны понятия информатики с пропущенными или перепутанными буквам. Учащиеся записывают слова правильно и объясняют значение каждого слова.
При изучении темы «Алгоритмы», «Виды алгоритмов» учащиеся должны усвоить основные понятия, уметь при этом различать виды алгоритмов. Для успешного усвоения этих понятий я использую сказки. Когда знакомая им с детства сказка перекладывается на алгоритмический язык, им становится понятнее само понятие алгоритма, его видов. Важно также показать, что алгоритм мы можем использовать не только на уроках информатики, но и на других уроках, в повседневной жизни.
Изучая графический редактор, нужно научить ребенка не только использовать этот редактор для рисования, но и показать его возможности. Поэтому на практическом этапе урока мы с ребятами превращаемся в художников, а наш кабинет в художественную мастерскую. Во время этой работы каждый ребенок творит свой шедевр, несмотря на то, умеет ли он рисовать, насколько хорошо он это делает. Важно, чтобы ребенок, уходя с урока, знал, что он уникален, что он умеет это делать. Поэтому в конце урока мы устраиваем конкурсы рисунков, оценивая их все вместе. И всегда найдем что - то уникальное в каждом рисунке. Главное не ограничивать творческий потенциал ребенка. Нет неуспешного ученика, нужно уметь раскрыть его возможности.
При изучении понятий «множества», «пересечение множеств», «объединение множеств» и так далее, я использую дополнительную литературу «Компьютерная смекалка» Ю.А. Первина. Материал в учебнике изложен в виде задач: «Вычислялки», «Догадалки», «Собиралки», «Запоминалки» и так далее. Материал изложен в виде занимательных задач, решая их, ребята усваивают достаточно сложный для них материал без проблем.
При изучении темы «Логика» мы играем в игры: «Верю - не верю», «Бывает - не бывает», «Да - нетка», «Говори наоборот».
При изучении текстового редактора главное чему нужно научить детей - это правильно набирать текст, редактировать его и форматировать. Так как набор текста предполагает знание клавиатуры, то на нескольких уроках, в начале года я выделяю 5-7 минут для работы на клавиатурном тренажере. Кроме того, на каждом уроке мы проводим игру «Назови клавишу». Ребята по очереди называют клавишу, ее назначение и указывают на клавиатуре. Систематическое повторение способствует запоминанию, так как дети дома, как правило, не работают в текстовом редакторе, а урок проходит раз в неделю. Поскольку умение правильного набора текста нужно ребятам в дальнейшем, очень важно на первом этапе овладения текстовым редактором научить ребят правильно и быстро работать.
Очень важно привить интерес к предмету на ранних этапах его изучения. Поскольку младший школьник в отличие от старшеклассника очень быстро устает, начинает отвлекаться во время объяснения, учителю нужно планировать свою работу на уроке таким образом, чтобы постоянно удерживать его внимание. Этому способствует изложение материала в занимательной форме. Ребенка нужно удивлять, тогда он будет учиться с желанием. Этому способствуют разного рода познавательные и занимательные игры. Изучение информатики - это не только научить ребенка работать на компьютере, но и научить его логически мыслить, уметь решать простейшие задачи, знать основные понятия информатики.
В основе проектной деятельности лежит развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, умения принимать ответственность за свои решения.
Организация проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:
- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
- каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;
- школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;
- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;
- фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
- Таким образом, актуальность проблемы определяется следующим:
- востребованность обществом социально адаптированной личности;
- поиск интересных, действенных форм воспитательной работы с современными детьми, как с отдельно взятой личностью, так и с детским коллективом;
- поиск форм взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.
Исходя из этого, очевидны противоречия между:
- социальным заказом общества, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку творческой личности, способной к самоорганизации и сложившимися способами организации данного процесса в современной школе;
- интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста;
- осознанием учителем важности выполнения своей роли по внедрению проектно-исследовательской деятельности в воспитательном процессе и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие.
Таким образом, использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.