Семейные ресурсы как факторы поддержки ребенка с РАС

Разделы: Работа с родителями, Логопедия

Ключевые слова: РАС


В 2021 году Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщило, что выявляемость расстройств аутистического спектра (РАС) за пять лет выросла в России более чем в 2,5 раза. Семья, в которой рождается «особенный ребенок», сталкивается с комплексом проблем в различных сферах, например, материальных, медицинских, психолого-педагогических, информационных. Исходя из этого, возникает необходимость непрерывного сопровождения таких семей.

На основании тезисов Л.С.Выгодского о роли социальной среды в становлении и развитии детей Ури Бронфенбреннером разработана теория экологических систем, которая состоит из:

  • микросистемы - семья, в которой растет ребенок;
  • мезосистемы - детский сад, школа, двор;
  • экзосистемы - социальные организации;
  • макросистемы - культурные обычаи страны.

Предлагаем рассматривать ресурсы семьи как потенциальные возможности, которые имеют несколько основных видов:

  • Психологические;
  • Социальные;
  • Материальные.

Данные ресурсы необходимо рассматривать, как общую совокупность, образующую жизнь семьи с ребенком с расстройством аутистического спектра. Каждая из этих составляющих оказывает взаимное влияние.

Формирование личности ребенка происходит в семье. Появление «особенного» ребенка вызывает серьезные психологические и социальные затруднения, происходит изменение психики родителей. В большей степени стресс проявляется у матерей - хронический стресс вызывает у матери эмоциональное напряжение, раздражительность, депрессию; отец ребенка не менее подвержен психологическим переживаниям.

Семья оказывает либо положительное, либо отрицательное воздействие на развитие детей. От поведения родителей в семье напрямую зависит развитие личности ребёнка-аутиста, его адаптация в обществе. Социальная самоизоляция семьи приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими людьми - такие семьи нуждаются в общении друг с другом. Проблемы и трудности объединяют семьи, побуждают к обмену информацией о средствах получения любой помощи, помогают объединиться и организации. Для предотвращения необратимых последствий, необходимо вовремя обращаться к специалистам (психолог, невролог), для преодоления возникших в такой семье трудностей. Теплая и уютная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к социальной адаптации, что, в свою очередь, исключает у родителей проявления депрессивности, нервозности. Работа с родителями строится непосредственно на контакте с ними, на контакте с ребёнком, помимо прочего настраивается связь между родителем и ребёнком. Эффективным средством воздействия является обучение родителей: играм с особыми детьми, совместной учебной деятельностью, также, родителям рассказывают особенности поведения и восприятия окружающего мира их ребенком.

Не менее важными факторами при воспитании «особенных детей» являются: экономическая стабильность семьи, наличие работы у обеих родителей или одного из них, хотя бы средний уровень заработной платы или пенсии, способность удовлетворять потребности ребёнка.

Обобщенно, проблемы, с которыми сталкиваются родители, будут выглядеть следующим образом:

  1. Переживания, стрессы, депрессия, потеря смысла жизни, страх перед будущим (вопросы о дальнейшей жизни детей, такие, как - Куда мой ребенок пойдет после детского сада, школы? Что станет с моим ребенком после нашей смерти? и т.д.), чувство одиночества.
  2. Разлад отношений между членами семьи (избыточная опека, разногласия и споры членов семьи по вопросам воспитания, проблемы во взаимоотношениях в семейной паре, непринятие ребенка отцом).
  3. Выраженная неосведомленность родителей;
  4. Усталость, отсутствие интереса к жизни;
  5. Профессиональная неудовлетворенность;
  6. Зацикленность на интересах ребенка, зависимость родителей от ребенка.

Таким образом, работа с семьёй направлена на преодоление страхов перед своим ребёнком-аутистом, через взаимодействие со специалистами, которые помогут родителям понять особенности их ребёнка и научиться понимать, как работать с ним. Данная коррекционно-педагогическая работа направлена на установку контакта между родителем и ребёнком, а так же помогает преодолеть страх несостоятельности ребёнка.

Считаем нужным выделить рекомендации семьям, воспитывающим детей-аутистов:

  1. Не оставайтесь один на один со своей бедой. Самый лучший способ преодолеть шоковое состояние - поделиться своей проблемой.
  2. Не опускайте руки. Поговорите со специалистами - с педиатром, педагогами, психологами, специалистами из социальной защиты.
  3. Помните, что при грамотном и своевременном коррекционном воздействии, каждого ребёнка можно обучить по мере его возможностей.
  4. Поймите и примите своего ребёнка. Не требуйте от своего ребёнка больше, чем он может, поддерживайте все его начинания и попытки развиваться. У аутичных детей свой темп развития, который отличается от темпа нормально развивающихся детей.
  5. Не замыкайтесь в себе. У Вас есть семья, которой вы необходимы, совместными усилиями вы сможете добиться многого.
  6. Старайтесь вовлекать своего ребёнка в совместную деятельность. Помните, что аутичные дети имеет свой круг доступа, соблюдайте границы своего ребенка.
  7. Если не удается побороть свои психологические проблемы, обратитесь к специалисту - нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи.
  8. Читайте специализированную литературу, ищите информацию об аутизме, разговаривайте с семьями, которые также воспитывают детей с аутизмом - таким образом Вы сможете лучше понять своего ребёнка и избежите лишних стрессов.
  9. Помните, что семья - это самое ценное. Не стоит упрекать и обвинять друг друга и других людей.
  10. Соблюдайте режим дня. Здоровый, минимум 7 часов, сон и полноценное питание - это основа хорошего физического самочувствия. Соблюдение распорядка дня будет полезно как для ребёнка, так и для Вас.
  11. Помните, что вредные привычки не помогут решить Ваши проблемы, а только усугубят положение вещей.

Таким образом, осознание и принятие ребёнка с РАС, возможно только в результате пересмотра родителями ценностей, распределения материальных и эмоциональных ресурсов, приобретения навыков коррекционно-воспитательного воздействия. Несомненно, обучение и воспитание особого ребёнка - это ежедневный, тяжёлый и кропотливый труд родителей (семьи в целом) и помогающих им специалистов. Роль родителей в воспитании ребенка с РАС является ведущей и заключается в целенаправленной направляющей и организующей помощи. Важно научиться понимать своего ребёнка и принимать его таким, какой он есть, так как понимание, принятие и любовь к нему - залог счастливой семьи.

Литература

  1. Ракутина Т.В. Проблемысемей воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра. Педагогическая перспектива. 2021. № 4.
  2. Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №9. DOI:10.12731/ 2218-7405-2015-9
  3. Н.И.Отева, Н.Н.Малярчук, Г.М.Криницына, Е.В.Пащенко, Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
  4. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика плюс, 2002.
  5. Шульга Т.И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №4 (45).
  6. Кулина Д.Г., Яковлева Н.В., 2017 Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра.