В 2021 году Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщило, что выявляемость расстройств аутистического спектра (РАС) за пять лет выросла в России более чем в 2,5 раза. Семья, в которой рождается «особенный ребенок», сталкивается с комплексом проблем в различных сферах, например, материальных, медицинских, психолого-педагогических, информационных. Исходя из этого, возникает необходимость непрерывного сопровождения таких семей.
На основании тезисов Л.С.Выгодского о роли социальной среды в становлении и развитии детей Ури Бронфенбреннером разработана теория экологических систем, которая состоит из:
- микросистемы - семья, в которой растет ребенок;
- мезосистемы - детский сад, школа, двор;
- экзосистемы - социальные организации;
- макросистемы - культурные обычаи страны.
Предлагаем рассматривать ресурсы семьи как потенциальные возможности, которые имеют несколько основных видов:
- Психологические;
- Социальные;
- Материальные.
Данные ресурсы необходимо рассматривать, как общую совокупность, образующую жизнь семьи с ребенком с расстройством аутистического спектра. Каждая из этих составляющих оказывает взаимное влияние.
Формирование личности ребенка происходит в семье. Появление «особенного» ребенка вызывает серьезные психологические и социальные затруднения, происходит изменение психики родителей. В большей степени стресс проявляется у матерей - хронический стресс вызывает у матери эмоциональное напряжение, раздражительность, депрессию; отец ребенка не менее подвержен психологическим переживаниям.
Семья оказывает либо положительное, либо отрицательное воздействие на развитие детей. От поведения родителей в семье напрямую зависит развитие личности ребёнка-аутиста, его адаптация в обществе. Социальная самоизоляция семьи приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими людьми - такие семьи нуждаются в общении друг с другом. Проблемы и трудности объединяют семьи, побуждают к обмену информацией о средствах получения любой помощи, помогают объединиться и организации. Для предотвращения необратимых последствий, необходимо вовремя обращаться к специалистам (психолог, невролог), для преодоления возникших в такой семье трудностей. Теплая и уютная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к социальной адаптации, что, в свою очередь, исключает у родителей проявления депрессивности, нервозности. Работа с родителями строится непосредственно на контакте с ними, на контакте с ребёнком, помимо прочего настраивается связь между родителем и ребёнком. Эффективным средством воздействия является обучение родителей: играм с особыми детьми, совместной учебной деятельностью, также, родителям рассказывают особенности поведения и восприятия окружающего мира их ребенком.
Не менее важными факторами при воспитании «особенных детей» являются: экономическая стабильность семьи, наличие работы у обеих родителей или одного из них, хотя бы средний уровень заработной платы или пенсии, способность удовлетворять потребности ребёнка.
Обобщенно, проблемы, с которыми сталкиваются родители, будут выглядеть следующим образом:
- Переживания, стрессы, депрессия, потеря смысла жизни, страх перед будущим (вопросы о дальнейшей жизни детей, такие, как - Куда мой ребенок пойдет после детского сада, школы? Что станет с моим ребенком после нашей смерти? и т.д.), чувство одиночества.
- Разлад отношений между членами семьи (избыточная опека, разногласия и споры членов семьи по вопросам воспитания, проблемы во взаимоотношениях в семейной паре, непринятие ребенка отцом).
- Выраженная неосведомленность родителей;
- Усталость, отсутствие интереса к жизни;
- Профессиональная неудовлетворенность;
- Зацикленность на интересах ребенка, зависимость родителей от ребенка.
Таким образом, работа с семьёй направлена на преодоление страхов перед своим ребёнком-аутистом, через взаимодействие со специалистами, которые помогут родителям понять особенности их ребёнка и научиться понимать, как работать с ним. Данная коррекционно-педагогическая работа направлена на установку контакта между родителем и ребёнком, а так же помогает преодолеть страх несостоятельности ребёнка.
Считаем нужным выделить рекомендации семьям, воспитывающим детей-аутистов:
- Не оставайтесь один на один со своей бедой. Самый лучший способ преодолеть шоковое состояние - поделиться своей проблемой.
- Не опускайте руки. Поговорите со специалистами - с педиатром, педагогами, психологами, специалистами из социальной защиты.
- Помните, что при грамотном и своевременном коррекционном воздействии, каждого ребёнка можно обучить по мере его возможностей.
- Поймите и примите своего ребёнка. Не требуйте от своего ребёнка больше, чем он может, поддерживайте все его начинания и попытки развиваться. У аутичных детей свой темп развития, который отличается от темпа нормально развивающихся детей.
- Не замыкайтесь в себе. У Вас есть семья, которой вы необходимы, совместными усилиями вы сможете добиться многого.
- Старайтесь вовлекать своего ребёнка в совместную деятельность. Помните, что аутичные дети имеет свой круг доступа, соблюдайте границы своего ребенка.
- Если не удается побороть свои психологические проблемы, обратитесь к специалисту - нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи.
- Читайте специализированную литературу, ищите информацию об аутизме, разговаривайте с семьями, которые также воспитывают детей с аутизмом - таким образом Вы сможете лучше понять своего ребёнка и избежите лишних стрессов.
- Помните, что семья - это самое ценное. Не стоит упрекать и обвинять друг друга и других людей.
- Соблюдайте режим дня. Здоровый, минимум 7 часов, сон и полноценное питание - это основа хорошего физического самочувствия. Соблюдение распорядка дня будет полезно как для ребёнка, так и для Вас.
- Помните, что вредные привычки не помогут решить Ваши проблемы, а только усугубят положение вещей.
Таким образом, осознание и принятие ребёнка с РАС, возможно только в результате пересмотра родителями ценностей, распределения материальных и эмоциональных ресурсов, приобретения навыков коррекционно-воспитательного воздействия. Несомненно, обучение и воспитание особого ребёнка - это ежедневный, тяжёлый и кропотливый труд родителей (семьи в целом) и помогающих им специалистов. Роль родителей в воспитании ребенка с РАС является ведущей и заключается в целенаправленной направляющей и организующей помощи. Важно научиться понимать своего ребёнка и принимать его таким, какой он есть, так как понимание, принятие и любовь к нему - залог счастливой семьи.
Литература
- Ракутина Т.В. Проблемысемей воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра. Педагогическая перспектива. 2021. № 4.
- Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №9. DOI:10.12731/ 2218-7405-2015-9
- Н.И.Отева, Н.Н.Малярчук, Г.М.Криницына, Е.В.Пащенко, Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика плюс, 2002.
- Шульга Т.И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №4 (45).
- Кулина Д.Г., Яковлева Н.В., 2017 Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра.