Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации ФГОС

Разделы: Иностранные языки

Класс: 2

Ключевые слова: ФГОС, игровые технологии


На примере МБОУ «СОШ № 26» г. Братска

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.

В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [1]. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое [2].

К одним из таких методов можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках английского языка. Главная задача сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам.

Применение на уроках английского языка игровых технологий повышает у учащихся интерес к изучаемому предмету, то есть помогает положительно мотивировать ученика на изучение английского языка. А мотивация в свою очередь определяет значимость того, что познается и усваивается учениками, их отношение к учебной деятельности, ее результатам. Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются не только знания, но и речевые умения. Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, активизирующей мыслительную деятельность, позволяющей сделать учебный процесс интересным. Игровые формы работы ведут к повышению творческого потенциала учащихся, к их раскрытию как индивидуальностей и личностей на уроках.

Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра - это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности [3].

Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:

  • создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
  • стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и, тем самым, делать реальным достижение ими успехов в обучении;
  • затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
  • активизировать деятельность детей;
  • делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
  • обеспечивать все возможные формы работы в классе.

Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.

Игровая технология считается эффективной формой обучения. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Макаренко принадлежит мысль о том, что «воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего, в игре», благодаря своей многофункциональности. Игра используется в процессе обучения наряду с другими формами, при этом принося максимальные результаты.

Но специфика игры, по мнению М.Н.Скаткина, заключается в том, что учебные задания выступают перед учеником не в явном виде, а маскируется.

Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игровой деятельности он почему-то «научается».

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: все мы знаем, что играть - весело, однако некоторые педагоги считают, что веселье-единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности.

Заблуждение! Игры - это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Например:

Мы используем обучающие игры, чтобы закрепить только что пройденный материал.

Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден некий материал, игра - это приятный способ повторить пройденное.

Игра - превосходный способ «подстегнуть» учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами.

После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия весёлая игра на уроке - это идеальная возможность расслабиться.

Таким образом, на основе игровой деятельности у ученика формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение, память, функции сознания. Игра - интенсивный вид деятельности, свойственный школьникам. Игры в классе вызывают напряжения эмоций и умственных усилий учащихся, предполагают принятие быстрого решения. Кроме этого, игры помогают школьникам преодолеть робость, психологический барьер речевого общения, избавиться от страха сделать ошибку.

Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра как форма организации урока выполняет следующие задачи:

  • Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
  • Способствует многократному повторению языковых единиц;
  • Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.

Игра посильна, практически, каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

  • Обучающая функция - развитие памяти, внимания, восприятии информации.
  • Воспитательная функция - воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.
  • Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.
  • Коммуникативная функция - создание атмосферы иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
  • Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
  • Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.

Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим требованиям:

  • Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
  • Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
  • Быть принята всей группой;
  • Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
  • Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
  • Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
  • Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.

Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы.

На уроках английского языка, для достижения поставленных целей, я использую следующие игры:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. Ассоциации

Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды, называет какое-либо слово, например Water.

Тот ученик должен быстро назвать подходящие слова.

Ex. Water: a fish, a boat, a wav, a swimmer, a ship, etc.

Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.

2. Finish the word

Команды садятся друг против друга и перебрасывают мяч. Ученик, бросающий мяч, говорит половину слова, например: class….. . Учащийся из другой команды ловит мяч и произносит всё слово полностью - classroom.

3. Волшебный мешочек

В мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают на английском языке. Ребёнок опускает не глядя руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и говорит, что это «It is a cat». Затем вынимает из мешочка и смотрит, правильно ли он сказал.

4. Ручеёк

Дети встают парами друг за другом, образуя из поднятых рук длинные ворота (ручеёк). У каждого ребёнка в другой опущенной руке по известной игрушке. Водящий подходит к началу «ручейка». Его дети спрашивают: «A fox or a pig?» (в руках у первой пары лиса и свинья). Ведущий: например «A pig». Берёт за руку ребёнка с этой игрушкой и проходят через воротники, встаёт в конец.

Ps, оставшийся без пары - ведущий.

В заключение, можно сделать вывод о том, что игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко. - Начальная школа: Методич. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004 - 240 с. - (Методика).
  2. Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. - 2013, № 5. - с. 8.
  3. Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. - 2012, № 8. - с. 5.