Профилактика оптической дисграфии в процессе адаптации детей к обучению в школе

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: оптическая дисграфия, дисграфия, адаптации детей к школе


В последнее время актуализируется проблема овладения школьниками процессом письма. Учителя говорят о большом количестве ошибок в школьных тетрадях, в том числе и таких, которые трудно обосновать правилами русского языка. Это и пропуски букв добавления лишних букв в словах, замены букв одна на другую, и замены гласных под ударением, а также приписывание или не дописывание элементов букв, замены элементов и еще много-много других специфических и повторяющихся ошибок, не связанных с незнанием правил правописания. Хотелось подчеркнуть, что допускаются эти «странные» ошибки там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. По данным отечественных исследователей даже к концу 3 года обучения количество учащихся с дисграфией составляет 37%.

Перед учителем встают вопросы о том, отчего возникают эти ошибки, а главное - каким образом помочь ребенку справится с ними?

Прежде всего следует отметить, что подобные ошибки признак дисграфии.

С точки зрения медицины, дисграфия представляет синдром, т.е. совокупность признаков, где помимо письма отмечаются нарушения предпосылок интеллекта, когнитивная незрелость, языковая недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции. Это приводит к снижению мотивации школьного обучения, к нежеланию идти в школу.

В связи с ростом процента детей, страдающих дисграфией, возрастает актуальность профилактики этого расстройства до начала школьного обучения. В процессе письма принимают участие различные анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, общедвигательный.

Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. В процессе письма пишуший должен сохранить порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать. Одной из сложнейших операций письма является анализ звуковой структуры слова. Определяется последовательность и место каждого звука. Большую роль при этом играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

Следующая операция - соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Затем моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль. Одновременно он подкрепляется зрительным контролем и чтением написанного.

Основными задачами подготовки к обучению письму в подготовительной группе являются:

  • Развитие фонетической стороны речи
  • Ознакомление со знаковой системой языка, т. е. буквой.
  • Подготовка руки к письму.

Профилактику обеспечивает пропедевтическая работа в системе от чётких артикуляционных в сочетании с пальцевыми, от слуховых и зрительных ощущений к правильному восприятию: звук - буква - слог - слово - предложение.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Перед вами классификация дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.

В качестве примера возьмем оптическую дисграфию, связанную с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений, которые проявляются в заменах и искажениях написания букв на письме. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» - длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева. Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в - д, т - ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и - ш, п - т, х - ж, л - м); зеркальное написание букв (с, э), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (а, у), лишние (ш) и неправильно расположенные элементы (х, т).

Целями и задачами дидактических игр, направленных на профилактику оптической дисграфии, является следующее:

  • формирование у детей правильного зрительного образа буквы;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие зрительного восприятия;
  • ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
  • формирование понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре;
  • развитие мелкой моторики.

Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Рассмотрим, какие можно использовать дидактические игры по подготовке к обучению грамоте

«Буквы рассыпались», «Конструкторы»: выкладывание букв из палочек, мозаики, ниток, конструктора ЛЕГО, буквенного конструктора

Очень хороша пальчиковая азбука. Непосредственно воздействуя на рецепторы кончиков пальцев, мы с помощью пальцев рук воссоздаем буквы. Это способствует наибольшему их запоминанию.

Дошкольникам интересно постоянно находится в движении. С удовольствием изображаем буквы своим телом. «Азбука тела».

Дидактическая игра «Техники»: ремонтируем сломанные буквы.

«Ластик»: нарисована фигура, состоящая из нескольких букв. Предлагается нарисовать ее несколько раз, а потом стереть все, что не нужно букве.

«Зеркало»: детям рассказывается история о буквах модницах, которые так любили смотреться в зеркало, что в конце концов запутались: где они, а где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильные отражения.

«Узнай букву»: детям предлагаются характерные элементы букв, по которым они узнают букву в целом.

«Распутай букву»: графические изображения букв накладываются друг на друга, при этом общие элементы не совпадают. Буквы, которые дети узнали, надо обвести пальчиком, а потом цветными карандашами.

«Разгляди буквы»: графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов. Буквы, которые дети узнали, надо обвести пальчиком, а потом цветными карандашами (фломастерами).

«Исправь Незнайку»: зачеркнуть неправильно написанные буквы, правильные обвести в кружок (обратить особое внимание на буквы И, У, К, С, а, Б, В, Г, Е, З, Р, Ч)

«Прятки»: назвать буквы, которые спрятались на картинке.

«Запомни и назови буквы»: детям предлагается посмотреть внимательно на буквы, назвать их и запомнить, затем закрыть глаза и назвать эти буквы (или разложить буквы в той же последовательности).

«Волшебный мешочек»: узнавание буквы (пластмассовой, картонной) на ощупь.

«Какая буква?»: рисование буквы на ладони, спине.

«Обведи букву»: по точкам, пунктирным линиям.

«Техники»: восстановление сломанных слогов.

«Допиши»: детям предлагается дописать слог или слово (Например:МАК - М...К, МА…, …АК).

«Брейн-ринг»: детям предлагается прочитать слог и придумать слово, начинающееся на этот слог (Например: КА… (КАша, КАчалка, КАтер и т.д.)).

«Допиши словечко»: дается неполное слово с пропущенными гласными или согласными буквами, а дети должны его дописать (Например:П.ЛКА, П.ЛКА, П.ЛКА).

«Кроссворд»: детям предлагается отгадать кроссворд.

«Веселые картинки»: в игру входят картинки, составленные из разных комбинаций букв. Например, «Домик», «Девочка» и другие, по разным лексическим темам.

«Волшебная рамка»: игра представляет собой набор парных карт. На одной карте написаны три варианта одного и того же слова. Один вариант правильный, а в остальных допущены ошибки (зеркально написанные буквы, перевернутые и т.д.). Слова разной степени сложности. Самые простые состоят из трёх букв, сложные из шести. На другой карте вырезано правильно написанное слово (это и есть «волшебная рамка»).Ребенку сначала предлагается найти правильно написанное слово. Затем взрослый дает ему вторую карту и предлагает проверить, правильный ли выбор ребенок сделал. Если задание выполнено верно, то в «окошечках» станут видны буквы («слово в рамочке»). Если неверно, то не все «окошечки» окажутся закрытыми полностью.

«Буквы-половинки»: игра состоит из 64 карточек. На 32-х изображена верхняя часть букв алфавита, на оставшихся 32-х - нижняя. Буквы, обозначающие гласные звуки, написаны красным цветом, согласные - черным.Ребенку предлагается собрать букву. В игре может принимать участие один или несколько детей (например, «Кто больше букв соберет?»).

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволяет избежать появления или минимизировать проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения.Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.

Список используемой литературы

  1. Беккер К.П., Совак М., Логопедия. М., 1981.
  2. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой. М., 2009.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.
  4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., Просвещение,1995.
  7. Каше Г.А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.
  8. Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. М., 2006.
  9. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной. М., 1968.
  10. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. С-Пб, 2002.
  11. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. С-Пб, 2003.
  12. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников - М.: Школа-Пресс, 1999. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание дошкольников». Вып. 5)