Формирование читательской компетенции у младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Ключевые слова: младшие школьники


Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Необходимы наполнение урока специфическим содержанием, выбор адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения теста, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.

В данной статье предложены наиболее эффективные формы работы на примере текста О.Сотникова.

Cо времён Петра Первого Россия стала великой морской державой. Но суровый климат не давал зимой пользоваться ни Балтийский морем, ни Северным морским путём. России был необходим корабль-ледокол. Эту идею удалось воплотить в жизнь русскому адмиралу Степану Осиповичу Макарову. В 1899 году русский ледокол «Ермак» был спущен на воду.

Зима в тот год выдалась суровой, толщина льда превышала метр. Мало кто верил, что «Ермак» сможет одолеть ледяной заслон. Над палубой корабля вихрилась снежная позёмка, из труб валил чёрный дым. Сто человек экипажа ждали встречи корабля с ледовыми глыбами. И вот балтийский лёд с хрустом начал ломаться под мощным напором корабельного корпуса. За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. Все, не сговариваясь, закричали «ура!».

Только за первую зиму «Ермак» под командованием адмирала Макарова спас из ледяного плена 60 пароходов и даже один броненосец! Почти семьдесят лет служил «Ермак» русскому флоту. Сейчас просторы Арктики бороздит ледокол «Адмирал Макаров». Лучший памятник моряку - корабль, носящий его имя!

Кроссенс - это ассоциативная цепочка нового поколения, интеллектуальная игра, задание. В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла» и придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение смыслов".

Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь",

Что значит пересечение смыслов?

Главный смысл создания «Кроссенса» - это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей. Данную технологию я использую не только на уроках окружающего мира, где приходится работать с информационными текстами, но и на уроках обучения грамоте, русского языка, математике и литературного чтения.

Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из шести или из девяти квадратов. Необходимо подобрать по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Например, молоток - гвозди - стена - картина. (Рис.1)

Шесть или девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Например - (проблемный вопрос) при изучении Антонимов (Рис.2).

Как создается кроссенс?

Это поле из 6-9 четырехугольников (Рис.3).

  • Определяется тема.
  • Подбираются картинки.
  • Объясняется связь между ними.

С ребятами на уроках рассматриваем связь между картинками по спирали, улиткой. Картинки должны открываться поочередно: после того, как детьми будет названо то, что изображено на картинке 1, открывается следующая картинка и так далее. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений (Рис.4).

Как работает кроссенс учителя?

Применение кроссенса на уроках в начальной школе имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

1. Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы) - например: Проверка домашнего задания по теме природные зоны (Рис.5).

2. Формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем сегодня изучать). Например: Волк и семеро козлят, семь подземных королей Волкова, Цветик семицветик Катаева, Белоснежка и семь гномов, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Пушкина, Семь Семионов, Семья Барбоскиных, Радуга. Будем изучать число семь (Рис.6.)

3. Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах).

4. Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод) - например: полярный волк, пушица, ягель, овцебык, горностай, лемминг, оленеводство, карликовая береза, тундра (Рис.7).

5. Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).

6. Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему).

Как работает кроссенс ученика?

Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры - это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель Образования?

Дети самостоятельно читают произведение, а затем по предложенным картинкам должны узнать героя сказки. Они должны назвать то, что видят на картинке. Найти связь между картинками. Может быть даже вспомнить в каком месте в тексте встречали данный эпизод.

Дети самостоятельно читают произведение, а затем по предложенным картинкам должны узнать героя сказки. Они должны назвать то, что видят на картинке. Найти связь между картинками. Может быть даже вспомнить в каком месте в тексте встречали данный эпизод.

Перед тем как учащиеся прочитают текст О. Сотникова им предлагается догодаться, о чем будет этот текст. Поочередно открываются картинки, дети называют то, что на них изображено и пытаются найти связь между ними. Фрагмент урока на этапе актуализации знаний:

- Что изображено на первой картинке кроссенса? (вода)

- Что изображено на второй картинке? (лед)

- Что изображено на следующей картинке? (суровый климат)

И так далее до 8 картинки, после которой следует вывод, раскрывающий главную тему текста. (9 картинка - ледокол).

После самостоятельного прочтения и беседы по предложенному тексту, так же можно закрепить материал с помощью другого кроссенса. В нем предлагается назвать о каком ледоколе идет речь. (9 картинка - ледокол Ермак).

Алгоритм составления «Кроссенса»:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9-й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

  • Научность: имеет научное обоснование;
  • Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
  • Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
  • Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
  • Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Следующий методический прием позволяет активизировать познавательную способность учащихся на уроке на основе личностно-ориентированного подхода.

Этот прием относится к технологии критического мышления как одного из видов интеллектуальной деятельности с высоким уровнем восприятия и понимания информации с помощью умения ставить вопросы, вырабатывать аргументы, принимать решения. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня - я пойму». Речь пойдет о синквейне.

Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

Это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть, как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках.

Условные обозначения и модель для составления синквейна:

На начальных этапах изучения, понимания учащимися этого метода лучше применять его на уроках повторения, обобщения уже пройденных тем.

Его можно использовать на стадии вызова, когда ученики еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет понять, что уже знают ученики по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до учащихся для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность.

Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Синквейн ярко демонстрирует принципы ТРКМ: создание на уроке атмосферы портнерства, развитие навыков общения, использование графических приемов, восприятие всех идей учеников, как одинаково ценных, соотнесение содержания с жизненными задачами.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Синквейн может быть, как индивидуальным заданием, так и в паре, или групповым, с одной группой или в двух подгруппах одновременно (с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме).

Можно использовать на практическом занятии или при выполнении контрольного задания. Можно дать работу на дом: нарисовать предмет и составить синквейн.

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

  • знает содержание учебного материала темы;
  • умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого понятия или явления;
  • умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Примеры трехуровневых заданий:

  • уровень (А) - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части или его коррекция.
  • уровень (Б) - составление пятистрочных дидактических синквейнов
  • уровень (В) - составление краткого рассказа по готовому синквейну и других форм синквейнов со слоговой структурой.

При формировании метапредметных умений особую роль играет составление дидактического синквейна без указания темы (уровень А).

Пример задания по теме «Корабль».

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части предназначен в основном для сопровождающего закрепления материала. Он требует от учащихся простого воспроизведения известных изучаемых фактов, законов, понятий.

Вместе с тем такие задания создают определенные условия для перехода ученика к выполнению задания, требующего более высокого уровня. Они определяют своего рода фонд предметных знаний для первоначального формирования метапредметных умений.

Развитие метапредметных умений происходит при составлении учащимися пятистрочных дидактических синквейнов (уровень Б).

В отличие от инструментария уровня (А), составление синквейна уровня (Б) подразумевает более сложные сочетания знаний, полученные в темах, ранее изученных, и требуют свободного оперирования усвоенными знаниями при составлении синквейнов. Они ориентируют ученика как на репродуктивную, так и на поисковую деятельность, на использование умений устанавливать существенные связи, анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы. Но учащимся с низкой обучаемостью на этом этапе необходимо оказать помощь. Составление дидактических синквейнов на уровне (Б) готовит учащихся к выполнению заданий по составлению синквейнов уровня (В).

Достижение метапредметных результатов (уровень В) предполагает использование знаний в практической деятельности, приведение их в систему, что способствует общему развитию личности, формированию умения интегрировать знания.

В данном исследовании достижение метапредметных результатов, отражающих умения систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения с последующими выводами, предполагает систематизацию полученных предметных знаний и умений при составлении краткого рассказа по готовому синквейну или при использовании синквейна со слоговой структурой (обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона и гирлянда синквейнов) (табл.).

Формы синквейнов уровня В

Форма

Характеристика

Слоговая структура

1

Обратный

С образной последовательностью стихов

(2-8-6-4-2)

2

Зеркальный

Форма из двух пятистрочных строк, где первая -это традиционный, а вторая образный синквейн.

(2-4-6-8-2)
(2-8-6-4-2)

3

Синквейн-бабочка

Девятистрочная форма со слоговой структурой.

(2-4-6-8-2-8-6-4-2)

4

Корона синквейнов

Пять традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение.

(2-4-6-8-2)
(2-4-6-8-2)
(2-4-6-8-2)
(2-4-6-8-2)
(2-4-6-8-2)

5

Гирлянда синквейнов

Аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго и т.д.

(2-4-6-8-2 - 2)
(2-4-6-8-2 - 4)
(2-4-6-8-2 - 6)
(2-4-6-8-2 - 8)
(2-4-6-8-2 - 2)

Составление синквейнов на уровне (В) требует серьезных навыков работы с учебной, научной литературой. Самостоятельное решение учащимися заданий типа (В) по составлению синквейнов способствует повышению таких качеств знаний, как глубина и осознанность. Подобные задания развивают мышление, творческие способности, являются существенным элементом развивающего обучения.

Трехуровневая система измерителей по составлению синквейнов открывает возможность обеспечения требований к предметным результатам освоения углубленного курса ФГОС - сформированность системы знаний. Она должна помочь учителю проверить степень обученности учащихся, их творческие способности и имеет первоочередное значение для выявления объективной характеристики уровня знаний.

Таким образом, процедура составления синвейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Использованные источники

  1. Наука и жизнь, №12, 2002 г. (интернет-ресурс) https://www.nkj.ru/archive/articles/5105/
  2. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. - 2002. - № 3.
  3. Заир - Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение - 2011.
  4. Душка Н. (http://www.academy.edu.by/sites/logoped/sinkvein.htm) Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).
  5. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учеб-метод. пособие / В.М.Акименко. - Ростов н/Д., 2008.
  6. Баннов, А. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей / А.Баннов. - М., 2007.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн