Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции

Разделы: Биология

Ключевые слова: смысловое чтение, Чтение с остановками


Формирование навыка смыслового чтения на уроках имеет актуальное значение для современного учителя, их формирование и развитие имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО, где одним из требований к образовательной деятельности в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации).

Во-вторых, проблемы при подготовке к ВПР, ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки.

В-третьих, результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют проблемы в формировании функциональной грамотности, направлениями являются: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность.

Результаты Российской Федерации в исследовании PISA

Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов)

Направление исследования

PISA-2000

PISA-2003

PISA-2006

PISA-2009

PISA-2012

PISA-2015

PISA-2018

Естественнонаучная грамотность

26

24

35

39

37

32

33

Математическая грамотность

22

29

34

38

34

23

30

Читательская грамотность

7

32

39

43

42

26

31

Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.

Особенности организации смыслового чтения

Этапы формирования умений смыслового чтения

Смысло-ориентирующий

Содержательно-смысловой

Рефлексивно-личностный

Основные приемы организации учебной деятельности

Поиск, выявление, сопоставление информации

Обобщение, интерпретация, преобразование информации

Оценка и использование информации для решения практико-ориентированных задач

Основные умения смыслового чтения

Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;
Определять из текста значение терминов;
Сопоставлять информацию из разных частей текста;
Устанавливать в тексте последовательность действий

Выделять главную мысль отдельных частей текста;
Делать выводы на основе информации из текста;
Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;
Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;
Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации;
Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;
Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.

Результаты смыслового чтения

Общая ориентация в тексте

Глубокое понимание текста

Применение полученной информации в практической деятельности

Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.

1. Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») в сочетании с чтением с остановками

Этот прием является основным в процессе уяснения содержания, ведет к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора.

Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему.

Главное, чему учит этот прием - не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема.

Пробуждение семени возможно лишь в благоприятных условиях

Выскажи предположение, почему это так.

Чтобы проверить своё предположение, прочитай текст, ведя диалог с автором:

  • В - задай вопрос к тексту;
  • О - спрогнозируй ответ;
  • П - проверь себя по тексту.

После чтения текста сделай вывод по проблеме.

Семенам растений в странах с морозной зимой нужно провести в холоде длительный срок, чтобы стать способными прорастать в тепле и сырости.

(В - Интересно, почему этот период необходим?) (О - Попытайся предположить.)

Этот период называют периодом покоя. Если бы семена прорастали после кратковременного охлаждения, то они могли бы прорасти в зимнюю оттепель и погибнуть.

Тепло после долгой зимы - сигнал к началу роста.

(П - Нашёл ответ на свой вопрос?)

Семенам растений засушливых краёв нужно, чтобы вода вымыла из их кожуры вещества, препятствующие прорастанию.

- Почему это необходимо?) (О - Попытайся предположить.)

Исчезновение таких веществ в семени сообщает зародышу о том, что воды в почве достаточно.

(П - Нашёл ответ на свой вопрос?)

У видов, семена которых созревают задолго до наступления неблагоприятного сезона, периода покоя нет, и семена могут прорасти, как только окажутся в тепле и сырости.

(В - Почему это так?) (О - Попытайся ответить самостоятельно.)

В работе с вопросами можно использовать классификацию Б. Блума (так называемую «Ромашку Блума), в которой используется 6 типов вопросов:

1) Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

2) Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …», «Если я правильно понял, то …», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3) Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова: «Почему?» Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4) Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось, если бы…?»

5) Практические вопросы. Они направлены на установление связи между теорией и практикой. «Где в обычной жизни можно наблюдать явление…»

6) Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев, почему то или иное явление плохо или хорошо.

Вопросы

Примеры

Простые вопросы

Сколько камер в сердце?
Сколько клапанов в сердце?
Как называется самая крупная артерия?

Уточняющие вопросы

Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым?

Интерпретирующие вопросы (объясняющие)

Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов.

Оценочные вопросы (сравнение)

Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано?

Творческие вопросы

Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните, почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая?

Практические вопросы

Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность.

2. Постановка вопроса-предположения

Это вопросы типа: «А не потому ли.., что?», «Может быть, это объясняется тем, что…?» и т.п. Вопросы-предположения - это такой прием осмысления, в котором сочетаются обычный вопрос и предположительный ответ на него. Они ставятся обычно в случае, если на возникший вопрос читатель не нашел готового ответа, но уловил в тексте намек или косвенное указание на возможный ответ.

3. Антиципация содержания, или предвосхищение того, что именно будет сказано дальше.

4. Реципация - мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.

5. Критический анализ - самая высокая ступень осмысления текста, которая находит выражение в дополнениях к прочитанному, выражении сомнения или несогласия и отстаивании своей точки зрения.

6. Приём составления плана (в том числе - вопросного) или тезисов текста

План есть перечисление всех текстовых субъектов текста (т.е. тем). Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записы­вать их в виде пунктов плана. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста.

7. Прием составления граф-схемы, опорного сигнала (перекодировка информации на язык образов, более доступный детскому).

Граф-схема - это графическое изображение логических связей между основными субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.п.

Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.

8. Прием составления сводных таблиц. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста

9. Приём комментированияпредставляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение, и выводы по тексту.

10. Использование в работе с текстом приёмов технологий критического мышления.

Прием «Установите соответствие»

Цель: сформировать умение работать с информацией, содержащейся в тексте.

Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).

Прием «Составь задание»

Цель: сформировать умение вдумчиво преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.

Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд. При этом они не обладают достаточным временем на уроке и такие задания, чаще всего дают закончить дома. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом.

Прием «Восстанови текст»

Цель: понимать информацию, анализировать, делать выводы.

Тема: «Виды корней и типы корневых систем»

Вставьте пропущенные по смыслу слова.

А) Каждое растение имеет множество корней. Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называют __________.

Б) Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.

В) От главного и придаточного корней отходят корни __________.

Г) Все корни одного растения образуют _________ ____________.

Д) Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.

Е) Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень, называют _____.

Ж) Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит или рано отмирает, называют ________.

Прием «Опиши по плану»

Цель: Самостоятельно конструировать информацию.

Задание: Опишите ландыш по плану:

План описания:

1. Жизненная форма растения.

2. Тип корневой системы.

3. Стебель (форма и опушение).

4. Листорасположение.

5. Лист:
а) черешковый, сидячий;
б) наличие прилистников;
в) простой или сложный;
г) жилкование.

6. Тип соцветия.

7. Характеристика цветка.

8. Формула цветка.

Прием «Инсерт»

Цель: сформировать умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.

Учащимся предлагается текст, работая с которым, они помечают на полях условными обозначениями те или иные отрывки, предложения или слова.

  • V «Эта информация мне уже известна»;
  • + «Новые факты для меня»;
  • - «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
  • ? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Прием «Деформированный текст»

Цель: формирование умения выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:

1) количество предложений должно быть небольшим

2) должна быть очевидна правильная последовательность предложений

Найдите ошибки в тексте и исправьте их

1) В круговороте веществ в биосфере принимают участие растения и животные, которые осуществляют фотосинтез и дыхание.

2) В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород.

3) В процессе дыхания животные используют кислород, а растения - углекислый газ.

4) Фотосинтез у растений протекает в 2 фазы: световую и темновую.

5) В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды и синтез глюкозы.

6) В темновой фазе фотосинтеза растения усваивают углекислый газ.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность

Выбери номер правильного утверждения:

1. Основная функция корня - минеральное питание растения.

2. Снаружи верхушка корня покрыта корневым чехликом.

3. В корневом чехлике откладываются запасные питательные вещества.

4. В зоне проведения корневые волоски отсутствуют.

5. За счет корневых волосков происходит увеличение всасывающей поверхности корня.

Прием «Исключение»

Даются слова: камбий, древесина, прилистник, сердцевина.

Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор

Прием «Определи тему и цель»

Из предложенного текста обучающиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока.

Антошка: На кухне хранится фасоль, и уже второй год она не прорастает - значит, семена фасоли мёртвые.

Биолог: Семена могут не прорастать и по другим причинам.

Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Мозговой штурм

Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).

Прием «Черный ящик»

О каком органе идет речь?

Располагается в грудной полости.

Обеспечивает одностороннее движение крови по сосудам, выполняя функцию «насоса» в организме.

Масса органа у взрослого человека 300 гр.

Имеет 3 слоя: перикард, миокард и эндокард.

Состоит из 4 камер: 2 предсердий и 2 желудочков.

Между желудочками и сосудами располагаются полулунные клапаны и т.д.

Прием «Кластер»

Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Я записываю тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулируем и записываем вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе учащиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.

«Толстые» вопросы:

- В чём выражается усложнение организации кишечнополостных по сравнению с простейшими?

- Почему обрезку деревьев нежелательно проводить весной?

Прием «Синвейн»

Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:

  • первая строка - тема;
  • вторая строка - два прилагательных, характеризующих тему;
  • третья строка - три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;
  • четвертая строка - высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;
  • пятая строка - слово - синоним к теме синквейна.

1) Млекопитающие.
Сумчатые, плацентарные.
Рождаются, живут, умирают.
Широко распространены во всем мире.
Животное.

2) Растения.
Зеленые, фотосинтезирующие.
Выделяют, дышат, создают.
Растения насыщают атмосферу кислородом.
Польза.

При сформированных приемах осмысления текста учащиеся становятся способными оценить эффективность своей работы с текстом, отмечая про себя факты непонятности той или иной части текста, отсутствия в тексте объяснения или ответа на возникший вопрос, контролируют себя. У них лучше работают память, воображение. Обнаруживаются кроме познавательных и мотивационные компоненты: переживаемое читателями желание найти решение вопроса, намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное, чувство удовлетворенности или неудов­летворенности от своей работы над текстом.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов. - М.: Баласс, 2008.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991
  4. 4 Ковалёва Г.С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. - М.: Логос, 2004.
  5. Мишакова В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии - Оренбуг 2013
  6. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. - http:// umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
  7. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баласс, 2011. - с.40.
  8. Сапа А.В. «Формирование навыков смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования» // Эксперимент и инновации в школе 2014.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: 2011.
  10. https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/