Использование активных форм и методов коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


С каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, неврозами. У них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Одной из самых важных задач для учителя при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, они лишь нуждаются в особом индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения - одно из необходимых средств для развития и обучения детей с ОВЗ.

Общие принципы коррекционной работы:

  • установка положительного психологического климата в классе;
  • установление тесного сотрудничества междуучителем, ребёнком, родителями, специалистами сопровождения;
  • все ученики равны в школьном сообществе;
  • все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.

Формы и методы работы

1. Индивидуальный и дифференцированный подход на всех этапах обучения (при опросе, домашнее задание, посильная работа на уроке):

  • объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные обучающие уже приступили к выполнению задания и работают самостоятельно;
  • давать индивидуальные задания, которые в данный момент ребёнку по силе (например, на карточках);
  • спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа;
  • разрешить при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными опорами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами;
  • обязательной должна быть оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности при всём классе.

2. Использование разнообразных средств обучения по предотвращению наступления утомления:

  • чередование умственной и практической деятельности;
  • подача учебного материала небольшими дозами;
  • использование красочного и интересного дидактического материала;
  • применение средств наглядности.

К подаче учебного материала необходимо подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может выполнить, учитывать психологическое состояние на данный момент урока.

3. Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.

4. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать. Лучший стимул для ребёнка - похвала.

5. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.

6. Проявление педагогического такта:

  • своевременная помощь ребёнку;
  • развитие веры в собственные силы и возможности;
  • поощрение за малейшие успехи.

Использование активных форм и методов коррекционной работы способствуют формированию у детей позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Использованная литература

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
  2. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. -143 с.
  3. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 404 с.