С каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, неврозами. У них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Одной из самых важных задач для учителя при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, они лишь нуждаются в особом индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения - одно из необходимых средств для развития и обучения детей с ОВЗ.
Общие принципы коррекционной работы:
- установка положительного психологического климата в классе;
- установление тесного сотрудничества междуучителем, ребёнком, родителями, специалистами сопровождения;
- все ученики равны в школьном сообществе;
- все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
Формы и методы работы
1. Индивидуальный и дифференцированный подход на всех этапах обучения (при опросе, домашнее задание, посильная работа на уроке):
- объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные обучающие уже приступили к выполнению задания и работают самостоятельно;
- давать индивидуальные задания, которые в данный момент ребёнку по силе (например, на карточках);
- спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа;
- разрешить при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными опорами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами;
- обязательной должна быть оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности при всём классе.
2. Использование разнообразных средств обучения по предотвращению наступления утомления:
- чередование умственной и практической деятельности;
- подача учебного материала небольшими дозами;
- использование красочного и интересного дидактического материала;
- применение средств наглядности.
К подаче учебного материала необходимо подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может выполнить, учитывать психологическое состояние на данный момент урока.
3. Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.
4. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать. Лучший стимул для ребёнка - похвала.
5. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
6. Проявление педагогического такта:
- своевременная помощь ребёнку;
- развитие веры в собственные силы и возможности;
- поощрение за малейшие успехи.
Использование активных форм и методов коррекционной работы способствуют формированию у детей позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Использованная литература
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
- Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. -143 с.
- Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 404 с.