Изменившееся социально-экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм, методов обучения, содержания учебно-методических материалов, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.
Успешность собственной деятельности учащегося по изучению и овладению содержанием учебного предмета зависит от многих факторов. В большей степени это такие факторы как уровень развития познавательных возможностей ученика (внимания, мышления, памяти, воображения и другие), развитие его способностей, характер мотивации учебной деятельности. Все эти факторы составляют в совокупности необходимые предпосылки успешности его учебной деятельности, потенциальные возможности.
Наиболее трудным предметом в обучении является математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с развитием в достаточной степени способностей к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Однако, вышеупомянутые функции мыслительной деятельности у части детей еще недостаточно развиты. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Одной из таких форм является дидактическая игра.
Дидактическая игра на уроках математики позволяет глубже и свободнее проникать в математический мир; позволяет пробуждать у учащихся интерес к игре, а через игру и к изучаемому предмету. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Интерес и удовольствие - важные логические эффекты игры.
Назначение дидактических игр состоит в развитии познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, мышления и других) и усвоении знаний, получаемых на различных этапах урока.
Познавательные интересы возникают у детей довольно рано. Они удовлетворяются самыми различными способами, и ребёнок приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в книгах для чтения. Поступление в школу не приостанавливает этого способа получения сведений - он сосуществует со школьным обучением. Хотя учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, но школа не занимает всего времени ребёнка.
С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Всё, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придаёт новой деятельности, которую ещё нельзя назвать учебной в собственном смысле слова. Однако такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учёбу в течение длительного времени и постепенно теряет своё значение.
Учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.
Ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Будет ученик действовать с научными понятиями или не будет, от этого в науке ничего не произойдёт. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий - прежде всего изменение самого ученика, его развитие. Можно сказать, что это изменение есть приобретение ребёнком новых способностей, то есть новых способов действий с научными понятиями.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения.
В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и овладение нравственными нормами. С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления.
Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.
Игра - это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является дидактическая игра.
Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».
Удачным примером использования игр в учебно-воспитательной работе до сих пор остается опыт А.С.Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемой им колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создавалась какая-нибудь новая игра. Многие из них, наиболее интересные, укоренялись и входили в традицию, составив впоследствии систематизированный комплект, гармонично сочетавшийся со всеми остальными элементами педагогической системы. А.С.Макаренко считал, что как в хорошей картине или песне не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Вместе с тем, он хорошо осознавал, что создать какой-либо единственный и идеальный - на все времена и для всех детских учреждений - комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития. При этом обязательное условие своевременности внесения нужных изменений - активное участие самих детей не только в проведении игр, но и в их создании, изменении; однако ведущей и руководящей силой должен оставаться педагог.
Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности и т.д. Большинство педагогов сегодня имеют в своем распоряжении достаточно пестрый, неупорядоченный игровой арсенал и не ставят перед собой задачу конструирования целостных, четко ориентированных и адресных игровых программ, хотя определенные наработки в этом направлении, безусловно, есть. В связи с этим важно, чтобы педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных игровых программ и адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать игровые программы в соответствии с потребностями образовательной практики и особенностями развития своих учеников.
Дидактические игры в начальной школе принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, связанных с обращением учителя к внешнему игровому опыту детей. Использование таких приемов имеет преимущественно стимулирующее значение. При этом стимулирует ребенка не только и не столько сама игра, сколько педагог, направляющий деятельность учащихся, определяющий цели, формирующий навыки и умения.
Дидактическая игра активизирует познавательный интерес. Наличие познавательных интересов к учебному предмету, способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечения, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Достичь этого можно путем привлечения красочного демонстрационного и раздаточного материала, технических средств обучения и, конечно, путем использования разнообразных дидактических материалов.
Психика человека устроена так, что непроизвольное, яркое, эмоциональное (основанное на положительных эмоциях) воспринимается легко и запоминается надолго. Безэмоциональный урок усложняет восприятие материала. Положительные эмоции, возникающие во время игры, напротив, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Педагогическая (дидактическая) игра - это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психологическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не исчезает, а наоборот, приобретает всё новые и новые формы.
По мнению Ш.А.Амоношвили «Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом».
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное значение игры во многом - зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства.
У учеников начальных классов только формируется понимание приказов, запретов, призывов к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них - смысл жизни, они не могут жить без активности. В тоже время, игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение человека к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в каждом ребенке постоянное желание получать знания. Столкнувшись с тем, что дети постоянно требуют, учителю необходимо превратить в тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.
Разнообразие игровых средств позволяет учителю выбрать наиболее подходящую игру для решения конкретных задач. Он может вплетать дидактические игры, как постоянный элемент в свою систему. Исследования А.Я.Савченко помогают выделить оптимальные способы использования игровых ситуаций в системе уроков:
- Игра вводится как элемент урока;
- Во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задания, элементов соревновательности). Эти элементы присущи и урокам математики.
Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или с рисунками.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
Игре свойственны определённый темп, ритм; в процессе её недопустимы пространственные объяснения, правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребёнком своего участия в игре.
Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель её проводит. В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.
В большинство игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения.
Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.
Дидактическая игра активизирует познавательный интерес, наличие которого способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечения, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Дидактическая игра является одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету.